Политика

Чукотский раскольник

События церковной жизни редко становятся предметом для широкого обсуждения. И не только потому, что церковь старается не выносить сор из избы и келейно решать все возникающие споры, но и в силу специфики самого предмета спора. Слухи о том, что Пугачева разводится с Киркоровым и выходит замуж за галкина, а несчастный Фили сочиняет ёрнические песни про своего споерника - заставляют волноваться сердца миллионов. Ну просто потому, что знаком как предмет конфликта, так и его герои. А вот разобраться кто прав в споре епископ Чукотского Диомида с Патриархией гораздо сложнее.

Собственно, для рядового потребителя информации ясно одно - скандал разгорается нешуточный. Причём разгорается по всем правилам public relations - скандальные заявления, "запрещённые" видеобращения в интернете, драки и т.п. элементы пиара, призванные превратить унылое с точки зрения среднестатистического очевидца зрелища в яркое шоу.

И здесь, надо сказать, Диомид и Ко оказались на голову выше священного Синода Русской Православной Церкви, отстранившего скандального епископа от управления епархией за деятельность, "содержащую в себе нарушение канонических норм и вносящую соблазн в церковную жизнь". Ну осудил и осудил, с кем не бывает. А вот сможет ли справиться Синод с сотнями старушек, рассказывающих на лавочках у подъездов и в вагонах метро "за что на самом деле преследуют Диомида"?

А правда, за что? Удивительно, но в обращениях Диомида к мирянам свою "правду" нашли все - от набожных старушек и православных патриотов до молодых коммунистов и российских "оранжевых". Одним пришлись по душе тезисы о немедленном запрете мобильных телефонов и новых электронных паспортов, поскольку в этом случае американцы будут уничтожать их обладателей прямо из космоса. Другие были в восторге от обвинений в адрес высшего руководство РПЦ в отступлении от православного вероучения, потворстве "ереси экуменизма" (под которым подразумевались послания руководства церкви лидерам других христианских конфессий и совместные молитвы с "инославными"), а также в "молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти". Третьи млели при словах о всемирном жидовском заговоре, признании "большой восьмерки" органом мирового масонского правительства, подготавливающей приход антихриста, осуждение "чуждой русскому духу" демократии и необходимости возвести на престол монарха. Четвёртые и пятые просто встали на сторону мятежного епископа после того как против него выступило движение "Наши".

Проводить научный анализ всех программных тезисов епископа Чукотского смысла нет. Во-первых, это займёт слишком много времени. Во-вторых, увлечёт читателя в дебри исторических, философских и религиозных гипотез, над разрешением которых до сих пор спорят представители вышеозначенных направлений.

Давайте просто обрисуем картину новой "России по Диомиду". Итак, запрещено использование мобильных телефонов и прочих "чипованных" устройств. Вслух об этом сам Диомид не говорит, но по аналогии в один ряд с мобильниками легко встают всевозможные коммуникаторы, компьютеры и, безусловно, "дьявольский" интернет. ИНН и паспорт также объявляются вне закона, поскольку в них содержится скрытое "число зверя" и таким образом "государство устанавливает тотальный контроль над личностью". То есть уже на этом этапе Диомид сотоварищи не только отбрасывают Россию в как минимум 19-й век, но и делают дальнейшее существование страны и её граждан совершенно бессмысленным - на фоне общемирового уровня развития технологий, Россия превращается в какое-нибудь южноамериканское племя индейцев. Если, конечно, вообще останется такая страна - интересно будет посмотреть на боеспособность лишённой доступа к современным технологиям армии. А ведь это только одно из требований чукоткого епископа!

Далее Диомид предлагает исключить всевозможные контакты православной церкви с другими конфессиями, устранить демократию и посадить во главе государства монарха. Надо полагать, что устранение демократии вряд ли будет происходить демократическим путём (по крайней мере, со стороны епископа было бы странно призывать народ проголосовать за восстановление монархии). Не говорю уже о том, на основании чего будет избираться монарх. Как известно, монарх - это помазанник Божий и не в его праве отрекаться от сотрудничества с церковью. Если же церковь не имеет права вмешиваться в деятельность государя, то можно себе представить, на что способен глава государства, не связанный никакими обязательствами - ни перед церковью, ни перед народом.

В общем, читаешь откровения епископа Диомида как сказку: чем дальше, тем страшнее. Как справедливо заметил диакон Андрей Кураев, Диомид "давно и безнадежно потерял связь с реальностью, и вряд ли это связано с отдаленностью его кафедры. Вопрос здесь в том, что он разрешает себе видеть, а что нет. Страсть тотальной подозрительности взяла над ним верх, и он все перетолковывает лишь подчиняясь этой страсти", - считает священник.

Похоже, что вера в то, что опальный епископ искренне заблуждается и стало причиной столь мягкого в его отношении приговора. "Епископ Диомид сам по себе угрозы не представляет, его взяли в оборот антицерковные силы и раскручивают под его именем пропагандистскую кампанию", - заявил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, намекая как раз на ряд одиозных личностей, связанных с иностранными спецслужбами. "Владыка Диомид сам до конца не представляет, во что вовлечен", - отметил Филарет.

Сам Диомид в Москву не приехал. По слухам, он заперся у себя на Чукотке в келье и молится. Ему действительно есть о чём подумать. Судьба опального епископа решится на следующем заседании Синода, которое пройдет в середине июля. В случае отказа Диомида покаяться до этого срока, он будет лишен епископского сана.

Арина Семёнова