Политика

На "Валдае" Каспарова ждет трудный завтрак: молчать нельзя, сказать нечего

Гарри Каспаров приобщится высших сфер. На минувшей неделе главный несистемный оппозиционер страны с сайта собственного имени сообщил, что принял приглашение РИА «Новости» и будет участвовать в работе дискуссионного клуба «Валдай», который пройдет с 8 по 12 сентября на юге России.

Дискуссионный клуб «Валдай» был создан в 2004 году под эгидой РИА «Новости», Совета по внешней и оборонной политике, и ряда изданий, и зарекомендовал себя как статусная площадка, на которой западные политологи и журналисты могут встретиться с российской политической элитой. Именно на заседаниях клуба «Валдай», общаясь с журналистами, Владимир Путин год назад сделал ряд судьбоносных заявлений – о том, что он не планирует переписывать Конституцию, а также о том, что сохранит политическое влияние в России и после 2008 года. В работе «Валдая» этого года ожидается участие президента РФ Дмитрия Медведева.

Радость Гарри Каспарова, получившего приглашение на столь высокопоставленную встречу «в верхах», понятна. Ради участия в «Валдае» была временно позабыта даже основная установка «несистемной» оппозиции – никогда и ни за что не сотрудничать и не встречаться с властью. Вскоре, впрочем, выяснилось, что радость оппозиции не совсем оправдана: Гарри Кимович на сам форум не поедет. Приглашение шахматному чемпиону направлено лишь на участие в пресс-завтраке (всего около часа по времени), который состоится в Москве в предпоследний день работы клуба, когда основные его участники вернутся с заседаний на юге России, и будут собираться домой.

В практике организации встреч дискуссионного клуба «Валдай» давно устоялась традиция, согласно которой иностранные гости – советологи, политологи и журналисты – сами предоставляют примерный список персон, с которыми хотели бы встретиться. В 2008 году в этот список был включен и Гарри Каспаров. Иностранцы пожелали позавтракать с «главным оппозиционером» страны, попутно исследовав его на предмет идеологии. Организаторы не нашли причин отказать им в этой маленькой, хоть и несколько странной просьбе.

Гостей «Валдая» можно было бы понять, находись Каспаров за железным занавесом, без паспорта, возможности выехать из страны, высказать свою точку зрения. Между тем на самом Интернет-ресурсе Каспарова в заметке, посвященной «Валдаю», говорится: «До этого, 3 июня, Гарри Каспаров выступил на проходившем тогда в шведском городе Гетеборге Всемирном форуме редакторов с докладом «Мифология путинского режима». Вниманием западной прессы шахматный чемпион тоже как будто не обделен, а его точку зрения за последние пару не озвучило разве что самое ленивое издание.

Вряд ли иностранные политологи всерьез рассчитывают услышать от Гарри Кимовича что-то новое, речь здесь идет, скорее всего, об очередном показательном демарше: «Предъявите нам вашего оппозиционера!» Российской стороне предъявить лидера ОГФ оказалось не сложно, бюджет от съеденных им за час пресс-завтрака булочек не обеднеет. Вот только поняли ли сами западные политологи, в какое непростое положение они загнали оппозиционера?

Встреча статусная, и по-прежнему твердить на ней мантры о «цензуре», «недопущении оппозиции к СМИ» и т.д., сидя в столице за завтраком с представителями ведущих западных изданий на встрече, организованной российскими властями, будет просто глупо. Иностранцы могут и о здоровье своего гостя задуматься. Но вот беда – другой аргументации, идей и призывов несистемная оппозиция за время своего существования так и не выработала. Да что там говорить, программа «Объединенного гражданского фронта» ставила главную цель – создание «Другой России». Программа «Другой России» уже два года как пишется (уже и «Другой России» давно нет), а в работу поступила уже программа «Национальной ассамблеи». Самая нужная, кстати, вещь для «протопарламента».

Обо всем этом лидер ОГФ, «Другой России», «Национальной Ассамблеи», «Комитета 2008» и «Всероссийского гражданского конгресса» (как будто пока все) Гарри Каспаров говорить, конечно, не будет. Но остается серьезный вопрос – о чем же ему говорить? Понятно, что западные издания все равно напишут в соответствии с установками своей редакционной политики, но хоть для приличия-то разговор поддержать будет надо?