Политика

Комбинация из трёх партий

Объединение трёх российских политических партий прошло так, как и полагается в подобных случаях: с большим шумом, резкими заявлениями, долгосрочными обещаниями и надеждой на любовь и взаимопонимание. И уже сейчас ясно, что на выходе мы получим новую, мастерски сложенную комбинацию из трёх пальцев... простите, трёх партий, каждой из которых уже нечего терять. Как говорил один известный телевизионный герой: "красть ничего не надо, всё украдено до вас".

О том, что лидер Российской партии Жизни Сергей Миронов вознамерился вернуть к жизни свой совсем было уже почивший в бозе политпроект - говорили давно. Скорее всего, вряд ли даже сам спикер Совфеда верил в то, что его партия, в своё время насмешившая россиян своим стремлением во чтобы то ни стало сохранить популяцию выхухолей, имеет какие-то шансы на благополучное политическое будущее. О судьбе выхухолей в России ничего не известно, и РПЖ вполне могла повторить судьбу своего подзащитного, если бы не неожиданно свалившиеся на голову счастье из двух достаточно сильных партий, выброшенных на продажу жёсткой рукой политической коньюктуры - "Родины" и Партии пенсионеров.

С "Родиной" всё стало ясно уже давно. После того как был отправлен в технический нокаут харизматичный лидер "Родины" Дмитрий Рогозин, а его место занял спонсор проекта Александр Бабаков, партия преобразилась. Вместо неуправляемой, раздираемой внутренними противоречиями, но при этом живой организации, на ошеломлённых избирателей смотрела выпученными глазами выброшенная на берег рыба, дальнейшая судьба которой была легко предсказуема: либо сгнить на берегу, либо попасть в уху к рыбакам.

Нечто подобное произошло и с "пенсионерами". Жесточайшая борьба за лидерство, которую выиграл нынешний её председатель Игорь Зотов, похоже, полностью истощила победителей. Не сказать, что прежнее руководство "пенсионеров" двигало партию вперёд. Скорее, Валерий Карлович Гартунг просто не мешал развиваться наиболее успешным региональным отделениям, получая свои дивиденды. С приходом нового правления ситуация не претерпела кардинального изменения, разве что в дураках остались регионы, положение которых более чем красноречиво выражает известный анекдот про военных, отправившихся на рыбалку. Помните, к чему привели их размышления? Удочки не брать, из автобуса не выходить.

Говоря об электоральных перспективах всех трёх партий - становится грустно. Партии не только уже давно достигли пика своего развития, но и не смогли удержаться на нём, отправившись вниз. РПЖ за всё время своего существования так и не получала в среднем более полутора процентов голосов. Сенсационный результат "Родины" на парламентских выборах 2003 года был быстро забыт, после череды региональных выборов, показавших, что не всё гладко в патриотическом королевстве и "Родине" придётся сильно потрудиться, чтобы завоевать доверие избирателей, а не только местных бизнесменов, решивших на фоне патриотической риторики въехать во власть. Чуть более реальные шансы были у Партии пенсионеров, в ряде регионов не только конкурировавшей с "Единой Россией", но и зачастую превосходя её. Но, к сожалению, исключение из правила лишь подтверждало его.

Но кандидатов на выбывание из политической игры всё объединяло одно: партии подтверждали свою готовность к конструктивному сотрудничеству с властью, соглашаясь примерить платье дворцовой оппозиции. И мерку уже сняли.

На пресс-конференции в "Аргументах и фактах" лидеры трёх партий в один голос заявили о себе, как об оппозиционерах. Оппонировать они, понятное дело, собираются "Единой России", с которой они по многим позициям очень сильно расходятся. В чём именно проявляются расхождения новых оппозиционеров с "партией власти" выяснить не удалось, кроме того, что обновлённая РПЖ (а именно так будет звучать аббревиатура новой партии - Родина, Пенсионеры, Жизнь) недовольна монополией "Единой России" и уверена, что на политическом поле должно остаться место и для неё. Пока "жиропенсов" устраивает уверенное прохождение в Госдуму. Но даже в этом случае, избиратели не дождутся от партии каких-либо внятных действий. Как объяснил журналистам Сергей Миронов, на сегодняшний момент в Совете Федерации двадцати "жизненцам" противостоит более 10 сенаторов, членов "Единой России". А в Госдуме, из более чем 400 депутатов, лишь 29 присягали на верность "Родине". В такой ситуации, по мнению Миронова, бороться с оппонентом невозможно. Так что новой партии предстоит серьёзно пободаться со своими оппонентами на парламентских выборах, чтобы получить хоть какой-то приличный процент голосов, а не разговоры о возможности преодоления семипроцентного барьера в принципе.

Предстоят и серьёзные бои внутри партии. Далеко не все региональные отделения в восторге от свершившегося союза. В Свердловской области лидеры местных отделений Партии жизни и "Родины", что называется, на одном поля нужду справлять не сядут, не то чтобы станут терпеть друг друга в рамках одной структуры. Будут бои и за места в аппарате новой партии. Так, глава "пенсионеров" Игорь Зотов недвусмысленно дал понять, что он согласен войти в коалицию только при условии сохранения структуры более половины своих региональных отделений, то есть, проще говоря, претендуя на контрольный пакет акций проекта, который пока решено назвать "Союз доверия". Согласится ли с такой постановкой вопроса главный переговорщик с Кремлём Сергей Миронов? Очень сомнительно.

Не исключена и чистка рядов. Вряд ли "конструктивной оппозиции" придутся по вкусу скомпрометировавшие себя в глазах Кремля Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин. "Не партии должны бороться за людей, а люди должны бороться за партию", - прокомментировал лидер "Родины" Александр Бабаков дальнейшую судьбу в проекте таких ярких личностей как Глазьев. Впрочем, гораздо более вероятно, что люди, подобные Рогозину или Глазьеву, сами уйдут из такой партии. Дальнейшая судьба "карманных оппозиционеров" также не вызывает сомнения. Им не только предстоит договориться хотя бы между собой, но и выдержать конкурентную борьбу с КПРФ, СПС и "Яблоком", которые тоже хотят пройти в парламент и стать второй крупнейшей партией в стране.

Игорь Кулагин