Политика

«Телевизор» для «несогласных»

«Другая Россия», столь долго говорившая, что СМИ подконтрольны властям, завела себе свой «Телевизор» - рок-группу Михаила Борзыкина. Малоизвестный сегодня музыкант активно претендует на роль певца свободы российского народа.

Нужно сказать, что Михаил Борзыкин – то ли музыкант, то ли политик. В СМИ он чаще упоминается как лидер рок-группы, но вот сама его рок-группа известна больше не песнями, а тем, что песни снимают с эфиров за содержащиеся в них слова «хер» и «жопа». Происходит это, безусловно, по политическим мотивам.

Кроме того, Борзыкин завсегдатай «Маршей несогласных». По крайней мере, именно так представляют его на Эхо Москвы: «Тут стоить сказать нашим слушателям, что Михаил Борзыкин принимает активное участие в политической жизни страны. Во всяком случае, был замечен в качестве участника «Маршей несогласных», в том числе на последнем марше в Питере, связанным с выборами, на котором был и Юрий Шевчук».

Тут остается лишь уточнить, что это был единственный пока «марш», в котором и Борзыкин, и Шевчук участвовали. Причем лидер ДДТ, похоже, в последний раз. Уже на первомайское шествие идти он отказался.

Одновременно коллеги Борзыкина с горечью говорят о его отходе от музыки. Олег Гаркуша в интервью «Комсомольской правде» обмолвился: «Миша Борзыкин не находился в поле зрения музыки, для группы это нельзя делать, нужно все начинать с нуля. Я обожаю «Телевизор»… К сожалению многие группы не существуют потому, что нет лидера».

Сам Борзыкин, однако, склонен винить во всем цензуру: «Можно представить себе какую-нибудь антипутинскую или антикремлевскую композицию на нашем радио? Совершенно невозможно. Невозможно представить себе людей, политически сомневающихся в эфире радио или телевидения. По этим критериям не проходят многие музыканты, это фактически цензурный забор, через который не пропускают недовольство в эфир — недовольство воровством, коррупцией среди чиновников», - сказал он на пресс-конференции, посвященной воссозданию питерского рок-клуба.

Рок-клуб, кстати, нужен Борзыкину для «возвращения» в рок-музыку здорового социального протеста». Который «есть в музыке многих молодых музыкантов, но никуда дальше интернета эти люди не могут продвинуться». Потому, что цензура. «У меня полное ощущение мороза начала восьмидесятых, для меня совершенно очевидна похожесть брежневской эпохи на нынешнюю», - говорит Борзыкин.

А возрожденный Ленинградский рок-клуб, по задумке организаторов, «будет формой протеста против застоя в музыке и жизни».

«Следуя высказываниям Борзыкина, несложно понять, что речь идет об оппозиционной акции, а музыка и «возрождение русского рока» здесь ни при чем. Тем более что сам лидер «Телевизора» и забредший к нему на марш несогласных Юрий Шевчук не могут не понимать: дважды в одну реку не войдешь», - констатирует по этому поводу «Независимая газета».

Понятно, что «музыка социального протеста, изначально принадлежащая андеграунду», сделала стремительный рывок в начале 90-х на волне перемен в стране. «Лучшие из рокеров того поколения до сих пор собирают стадионы, но это всего лишь эхо перестроечного успеха, - отмечает «Независимая». - Что не может не вводить в заблуждение. Соблазн поднять новую волну популярности русского рока велик, чем, похоже, с удовольствием воспользовались силы, к рок-музыке никакого отношения не имеющие».

Действительно, трудно представить себе условия, которые обеспечили бы «возрождение» русского рока в формате 80-х. Да и, главное, никому это не нужно. Есть множество талантливых молодых групп нового поколения, которые в отличие от рокеров времен 80-х, чего уж греха таить, умеют играть. И давно заполнили собой и радиоэфир профильных станций, и концертные площадки. Которые, кстати, тоже весьма изменились – на смену площадям пришли клубы.

Кстати и с музыкой «социального протеста» по версии Борзыкина тоже не все понятно. «Можно представить себе какую-нибудь антипутинскую или антикремлевскую композицию на нашем радио? Совершенно невозможно», - говорит музыкант. Честно говоря, и без радио представить себе такую рок-композицию непросто. Что-нибудь вроде «И Ленин такой молодой!», но с обратным знаком? .

А уж считать ли агитпроп рок-музыкой… Каждый решает за себя.