Политика

Лохотрон "несогласных"

Активными участниками уличных политических баталий становятся абсолютно неполитизированные люди. По оценкам экспертов, примерно каждый пятый учащийся высших учебных заведений не прочь подзаработать на политическом поприще, приняв участие в митинге или ином другом уличном мероприятии, организуемым тем или иным движением или партией. Однако даже у этих "профессиональных митингующих" есть свои "чёрные списки" тех, кто является крайне неблагонадёжным партнёром. Иными словами, занимается банальным "кидаловом".

Основными источниками заработка бригад "профессиональных митингующих" являются, как ни странно, оппозиционеры. По словам одного из таких "бригадиров", сотрудничество с той же самой "Единой Россией" не имеет смысла. "Мы пытались выйти на тех, кто занимается организацией акций, но нам сразу сказали, что не стоит беспокоиться, - рассказывает Фёдор М. - "Единой России" нет смысла платить студентам, если они могут получить их совершенно бесплатно. Ну там преподаватель попросит проявить сознательность, неплохо у них поставлена работа через студенческие профсоюзы".

У оппозиции подобных административных рычагов влияния на студенчество нет, поэтому приходится следовать законам рынка - у одних товар, у других купец. Рынок "профессиональных митингующих" в Москве давно уже сформировался. Уже практически не осталось так называемых "диких" бригад. Те, кто несколько лет начал заниматься этим бизнесом, даже по окончании учёбы не бросают выгодное предприятие, набирая и воспитывая новых "бригадиров". "Если вы думаете, что где-то по Москве бродит несколько тысяч студентов, готовых по первому зову примчаться в точку сбора, то вы ошибаетесь, - поясняет Фёдор. - Есть сеть координаторов в московских вузах, способных в экстренных случаях за час-два собрать полсотни желающих разбогатеть на пару сотен рублей".

Тарифы на услуги "уличных бойцов" достаточно тверды и на их изменение влияет только инфляция. Например, если в прошлом году одна боевая единица оценивалась в 200-250 рублей. В этом году цены подросли и с заказчика требуют 300-400 рублей за один человеко-митинг. Разумеется, что работа "координаторов" оплачивается по отдельному тарифу.

Но бывает и так, что работа сделана, а заказчик либо заплатил меньшую сумму, либо вовсе отказался оплачивать труд студентов. "Таких случаев не так уж много, всё-таки это определённый риск, ведь не пойдёшь же жаловаться в милицию", - смеётся Фёдор М. Бывает, конечно, что ребята рвутся как-то отомстить "нагревшего" их дельца, но это, по словам Фёдора, обиженные на судьбу начинающие "митингующие". "Мы просто больше не работаем с такими партнёрами, либо закладываем в аванс страховочные, покрывающие в случае чего, недоплату, - рассказывает наш собеседник. - Конечно же, о каждом таком случае становится известно всем, так что заказчики уже стараются не рисковать".

Впрочем, по словам Фёдора, особо злостных неплательщиков наказывают довольно оригинальным способом. "Мы заявляем о готовности собрать на митинг, скажем, тысячу человек, но на самом деле ничего не делаем - акция гарантированно сорвана". Объектом мести необычных бизнесменов недавно стала оппозиционная коалиция "Другая Россия". "Мы довольно хорошо взаимодействовали с ними в Москве и Питере, предлагали свои услуги при проведении их "маршей несогласных" в других городах, но, почему-то, их боссы решили, что если они проводят свой "марш" где-нибудь на периферии, то можно вообще не платить". Камнем преткновения стала Самара.

Конфликт произошёл из-за денег. Точнее, из-за странного подхода "несогласных" к оплате труда своих и наёмных участников. "Нам обещали заплатить по 1200 рублей за каждого участника. Почему такая высокая цена? Мы предупредили ребят, что они идут на известный риск. Согласитесь, что получить по спине резиновой дубинкой за 300-500 рублей не совсем логично, - рассказывает суть событий Фёдор М. - Но в день проведения "марша" нашему представителю в Самаре сказали, что милиция задержала одного из курьеров с деньгами, поэтому они могут заплатить только по 500 рублей. Конечно же, большинство наших отказались митинговать. Те же, кто всё-таки пошёл, потом рассказали, что приехавшие из Москвы нацболы хвастались, что готовы маршировать хоть каждую неделю, поскольку получают за акцию по две тысячи рублей не считая командировочных. Мы же не дураки, понимаем, что кто-то неплохо "нагрелся" на нас за счёт "сэкономленных" средств, так что поступили по-своему: поблагодарили заказчика, извинились за накладки с нашей стороны и предложили компенсировать срыв самарской акции на следующем "марше", обещая собрать несколько тысяч студентов за гораздо меньшую цену. То, что было в Воронеже, вы, наверное, знаете", - лукаво улыбаясь проговорил Фёдор.

Действительно, "несогласные" заявили в Воронеже три тысячи участников, а в вузах города появились объявления, в которых каждому участнику митинга обещали заплатить 10 долларов (250 рублей). Был указан настоящий телефон, по которому некий координатор приглашал людей на акцию. Но, разумеется, среди студентов был пущен слух, чтобы никто ни в коем случае не откликался на объявление, поскольку это обман и денег никто не заплатит. "Вы знаете, я специально ездил в Воронеж и получил большое удовольствие, наблюдая растерянное лицо Каспарова. Вы бы слышали как он матерился на Марину Литвинович...", - заливается громким хохотом Фёдор.

Теперь у "несогласных" только два пути - либо они перестанут жадничать и помогут студентам немного заработать, либо начинают поступать по-честному, собирая на свои митинги только единомышленников. Последнее, впрочем, маловероятно. Сколько идейных борцов с режимом ходит на "марши несогласных" показал митинг в Воронеже с участием 30-40 человек, включая приехавших гостей из Москвы.

Арина Семёнова