Безопасность

Стресс увеличивает скорость мышления

Инструктор школы начинающего парашютиста Иван Самарин рассказывает: «У некоторых при первом прыжке с парашютом время замедляется. Кажется, что медленно удаляешься от самолета, медленно раскрывается парашют. А для кого-то все пролетает как один миг - только шагнул из самолета и уже на земле».

Недавно сотрудники медицинского колледжа Бэйлор в Техасе во главе с доцентом нейробиологии, психиатрии и поведенческих наук Дэвидом Иглманом решили проверить, действительно ли время для человека, попавшего в критическую или стрессовую ситуацию, «останавливается».

Набрав группу добровольцев, ученые предложили им прыгнуть с 50-метровой высоты без страховки спиной вперед. Хотя падать людям предстояло на специальную сетку, все они испытали чувство страха. В этом убедился и сам Дэвид Иглман, совершив прыжок вместе со своими подопечными. Он признался, что «такого ужаса никогда в жизни не испытывал».

Когда испытуемых попросили оценить свои ощущения после первого прыжка, большинство отметило, что их падение длилось, по крайней мере, на треть дольше, чем у остальных участников эксперимента.

Поначалу исследователи предположили, что в пограничных ситуациях субъективное ощущение времени для нас ускоряется, поэтому все вокруг кажется «замедленным». Чтобы проверить эту версию, второй прыжок волонтеры совершили с прикрепленными на запястье перцептивными хронометрами, цифры на которых мелькали с заданной скоростью.

Если бы «внутреннее время» человека ускорилось, то он должен был бы различить цифры на хронометре. В противном случае ему предстояло увидеть на экране всего лишь зеленое свечение. Поскольку никто из добровольцев никаких цифр не разглядел, исследователи сделали вывод, что первоначальная версия была неверна: при падении события окружающего мира сменяют друг друга слишком быстро, тогда как сам он совершает действия как в замедленной съемке.

Но как объяснить эффект «замедления-ускорения»? Сотрудница Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен считает, что в условиях стресса мы лучше усваиваем новую информацию, которая является для нас жизненно важной.

Во время опасности активизируется участок мозга, обладающий свойством накапливать впечатления. В результате наша память сохраняет как можно больше деталей, относящихся к пережитым событиям. За счет большого количества полученных впечатлений пережитый стрессовый момент кажется более длительным, хотя на самом деле это не так.

«Человек, испытывающий слишком сильный стресс, впадает в своеобразный транс, - говорит Оксана Дерен. - В этом состоянии все системы организма начинают усиленно работать. Активизируется мышечная и нервная деятельность, открываются скрытые ресурсы. Человек мыслит гораздо быстрее.

В обычной жизни для всех этих действий потребовалось бы больше времени. Именно поэтому кажется, что прошло много времени, тогда как пролетело всего несколько минут».

Кстати, замечено, что в детстве субъективное время тянется гораздо дольше, так как мы постоянно впитываем новую информацию. Чем старше мы становимся, тем привычнее для нас окружающий мир.

Многие впечатления просто проходят мимо нашего сознания, поэтому дни не просто проходят - они стремительно пролетают. Ведь мы оцениваем течение времени по количеству полученных впечатлений. Иным может показаться течение времени и человеку, который сменил обстановку. Скажем, поехал в отпуск.

Две недели, проведенные на курорте, с калейдоскопом новых знакомств, встреч и развлечений, наверняка покажутся куда более долгими, чем те же две недели, которые вы провели на работе.

Кстати, психологу из Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Борису Цуканову путем экспериментальных исследований удалось установить, что восприятие времени зависит не только от ситуации, но и от темперамента.

Так, холерикам постоянно кажется, что они опаздывают, так как время для них бежит слишком быстро. А флегматики, напротив, никуда не спешат: для них время «растягивается».