Безопасность

Идеи в соцсетях распространяются как вирусы

Как известно, некоторая информация начинает распространяться через социальные сети с огромной скоростью, по принципу цепной реакции. Недавно международная группа ученых из Университетов Абердина, Кембридж, Сарагосы и Насьональ де Колумбия построила модель распространения информации в соцсетях, сравнив этот процесс с вирусной инфекцией.

Эффект синергетики

Специалисты решили провести сравнение между сложными социальными явлениями и инфекционными заболеваниями. Они использовать модели распространения эпидемий для построения математической модели распространения новых идей.

"Мы часто наблюдаем социальные явления, когда какие-то идеи воспринимаются многими людьми в одночасье, особенно сейчас, в эпоху социальных сетей, — прокомментировал руководитель исследования доктор Францискл Перес-Рече. — Это особенно актуально в социальных контекстах, когда люди изначально колеблются в своем решении присоединиться к коллективным движениям, например, к забастовке, потому что боятся стать частью меньшинства, которое может пострадать. Но это также относится и к новым идеям или продуктам".

По словам Перес-Рече, предложенные ранее математические модели обычно не учитывают синергетического эффекта связей между людьми и потому не могут дать объяснение феномену "цепной реакции". А ведь именно синергетические эффекты в конечном итоге отвечают за внедрение и быстроту распространения идей.

"В общих чертах наша модель показывает, что неготовность людей принять новую идею выступает в качестве барьера для ее быстрого распространения до тех пор, пока процесс передачи не наберет достаточную мощь, чтобы преодолеть это сопротивление — и тогда происходит взрывное распространение", — констатирует Перес-Рече.

Феномен оценок

В наши дни обсуждение различных идей чаще всего переходит в виртуальную плоскость, и социальные сети делают "взрывной" характер процесса более очевидным. Можно конкретно отследить, кто первым запустил информацию и сколько людей ее перепостило и оставило свои комментарии.

Но, разумеется, играет большую роль и то, насколько важна та или иная информация и как ее воспринимают друзья и подписчики того, кто первым выложил ее в сеть. Ведь кто-то может не заинтересоваться ею вовсе, а кто-то может воспринять в штыки.

Кстати, Лев Мучник из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) и его коллеги пришли к выводу, что во время веб-серфинга мы склонны слепо доверять чужим оценкам, даже если они субъективны.

Ученые провели исследование с помощью крупного новостного портала. На этом портале есть возможность для пользователей давать оценки комментариям к материалам. Считается, что это стимулирует посетителей высказывать свое мнение о размещаемых статьях.

Итак, исследователи договорились с администрацией сайта о том, чтобы каждый новый комментарий получал оценку "плюс" или "минус" в случайном порядке либо вообще не получал оценок. При этом оценка никак не зависела от содержания комментария. После этого эксперты отслеживали, как оценивали комментарии "живые" пользователи.

За период эксперимента было оставлено более 100 тысяч комментариев. Они были просмотрены более 10 миллионов раз и оценены более 300 тысяч раз. При этом комментарии, случайно получившие положительную оценку, оценивались позитивно на 32 процента чаще, чем те, которые вообще не получили оценок. Что же касается комментариев, которым достались отрицательные оценки, они также получали больше "минусов" от реальных пользователей. Психологи отметили, что эта закономерность наблюдалась, если речь шла о разделах политики, общества и бизнеса, но не просматривалась в разделах главных новостей, экономики, информационных технологий и юмора. По-видимому, люди обращали внимание только на комментарии, связанные с наиболее животрепещущей для них тематикой.

Нами будут управлять через соцсети?

По мнению доктора Переса-Рече, математическая модель, разработанная им и его группой, вполне подходит для практического использования. Например, ее можно применять как для решения различных социальных проблем, так и для продвижения коммерческих идей.

"К примеру, ее можно использовать для разработки более эффективных стратегий, чтобы свести к минимуму риск внезапных и зачастую неожиданных эпидемий нежелательного социального поведения, — говорит ученый. — Кроме того, можно разработать методы для взрывного распространения инновационных продуктов и идей".

Как видите, речь идет уже о модификации человеческого мышления и поведения. Запуск "вирусных" идей будет способствовать тому, что люди (а большинство из нас — конформисты) начнут мыслить и поступать определенным образом "за компанию" с членами своей социальной группы. И не важно, чего это касается: политики или покупки нового шампуня…