Безопасность

Как не попасть в тюрьму, защищаясь от насильника?

Вчера судом Свердловской области был вынесен приговор женщине, заколовшую ножом насильника. Ее признали виновной в убийстве, и теперь 25-летняя жительница Нижнего Тагила проведет в колонии полгода.

Как следует из материалов дела, вечером 1 июля 2007 года житель Нижнего Тагила сам пригласил осужденную к себе домой. Они вместе выпили спиртное, и мужчина начал приставать к гостье.

При этом хозяин квартиры, ранее судимый за убийство женщины, вел себя агрессивно и несколько раз ударил свою гостью. Затем насильник стал душить свою жертву.

Не желая вступать с мужчиной в интимную близость, женщина схватила со стола кухонный нож и ударила им нападавшего. Удар пришелся прямо в сердце.

Наказание осужденная за убийство насильника будет отбывать в колонии-поселении. Ей инкриминировалась ст.108 УК РФ (убийство при превышении пределов необходимой обороны).

Это не первый случай, когда жертва сексуального насилия оказывается в роле подсудимой. Так в 2005 году в Москве получило большой общественный резонанс дело Александры Иванниковой, которая убила ножом домогавшегося ее водителя.

В декабре 2003 года Александра Иванникова после ссоры с мужем поздно ночью возвращалась домой, воспользовавшись услугами «частника». Однако водитель, который согласился подвезти, молодую женщину, завез ее в темный переулок, где стал принуждать к оральному сексу. После отказа жертвы, преступник заблокировал дверь и пообещал отвезти ее к своим друзьям, которые сделают с ней все, что захотят.

Одновременно с угрозами водитель начал тянуть голову пассажирки вниз - к своему паху, а сам стянул штаны и трусы. Некоторое время длилась борьба, а затем женщина сказала "подожди" и потянулась к своей сумочке.

Вместо презерватива она выхватила нож, который носила с 16 лет после попытки изнасилования, и ударила им мужчину. Лезвие угодило насильнику в бедренную артерию, вызвав обильное кровотечение, которое и стало причиной смерти. Из нападающего Сергей Багдасарян мгновенно оказался потерпевшим.

Иванникова выбежала из автомобиля и побежала по улице, крича, что убила человека.

В процессе следствия независимый эксперт подтвердил, что удар был нанесен с незначительной силой. Следовательно, женщина не «имела умысла на совершение убийства, даже в состоянии аффекта», а просто оборонялась от насильника.

Тем не менее, сначала Иванникову приговорили к двум годам лишения свободы условно. В деле имелись факторы, которые послужили смягчению приговора: у обвиняемой грудной ребенок. И лишь спустя несколько месяцев дело москвички было пересмотрено, а прокуратура отказалась от обвинений. Осужденная была оправдана.

Похожее дело, которое, правда, не получило широкой огласки, проходило в Ленинградской области. На берегу озера Копанское близ Кингисеппа 29-летний неработающий петербуржец пытался изнасиловать свою ровесницу, жительницу города Приморска Ленинградской области. Жертва ударила насильника ножом в грудь. От полученного ранения мужчина скончался в больнице. В отношении женщины возбудили уголовное дело по статье «убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны». Финал этой истории остался неизвестным.

Статья «превышение необходимой самообороны» с одной стороны предельно понятная, с другой – достаточно сложная и спорная. Как, кем и при каких обстоятельствах определяется этот предел? С юридической точки зрения, так же Александра Иванникова защищала свою честь и достоинство, но не жизнь. Честь и жизнь, к сожалению, очень разные ценности с позиции российского Уголовного Кодекса. Точнее говоря, честь и достоинство жертвы против жизни насильника в России неравнозначны. Если обороняясь от насильника, вы получите труп, то потом придется долго доказывать, что это действие носило характер самообороны, а не осознанное убийство.

Одно утешает: в большинстве случаев за убийства при превышении самообороны «награждают» условным наказанием. Хотя, даже с клеймом «условное лишение свободы» и уж тем более за «убийство», отношение к человеку в обществе резко меняется и не в лучшую сторону. Например, с такой вот «судимостью», девушка вряд ли сможет найти приличную работу.

В известный кризисный центр по предотвращению насилия "Анна", который работает уже более десяти лет, более 15% звонков по телефону доверия поступает от женщин, которых изнасиловал неизвестный человек. Хотя, изначально «Анна» создавался как центр поддержки женщин, переживших домашнее насилие.

Так что же делать дамам, которых пытаются изнасиловать? Не выходить из дома с наступлением темноты? Убегать? Звать на помощь? Или, как в известном анекдоте «расслабиться и получать удовольствие»?

Защитить себя от подготовленного, физически сильного нападающего, трудно даже физически сильному, опытному мужчине, не то, что хрупкой женщине. А то, что ходить по вечерним улицам опасно, сейчас понимают уже все разумные люди. Отсюда и рост популярности клубов и школ по женской самообороне.

Хулиганы и насильники обычно нападают только тогда, когда уверены в своем преимуществе. Такие люди просчитывают свои действия заранее, учитывая конкретную ситуацию. Более того, скорее всего человек не в первый раз собирается напасть на девушку. А вот для девушки нападение будет неожиданным. Порой даже подготовленные в различных школах самообороны барышни «впадают в ступор» и забывают элементарные приемы, которыми так здорово научились владеть в спортивном зале. Да и практически любой удар, нанесенный женским кулаком, достаточно легко переносится мужским организмом, подстёгнутым адреналином или алкоголем.

Президент ассоциации «Униборс», Константин Карпов, обучает девушек системе самообороны: «Мы стараемся научить женщин защищаться подручными предметами. Неэффективность газовых баллончеков уже давно доказана. Эффектные в спортзале и совершенно неэффективные приемы многих единоборств так же обсуждались множество раз. Мы стараемся научить девушек нескольким отвлекающим приемам, а уже после – использованию подручных предметов. Могу сказать честно – неподготовленной девушке защитить себя практически невозможно».

Мелких хулиганов можно отпугнуть простым наличием в сумочки небольшого складного ножика. Но если перед вами маньяк – такие угрозы обернуться только вредом.

Константин Карпов: «Мое мнение – что в случае превышения самообороны, повлекшую смерть нападавшего, необходимо обращаться к юристам, которые способны решить данный вопрос. В конце концов – вы защищаете свою собственную жизнь. И у вас не было гарантии, что нападавший на вас человек не причинил бы вреда вашей жизни».

Но, к сожалению, в России, в отличие от Америки и Европы, женщинам сложнее доказать свою невиновность, в случаи нанесения нападавшему физического вреда, несовместимого с жизнью. Хотя, как показывает юридическая практика, дел, в которых пострадавшая сторона все же остается пострадавшей, а не подсудимой, становится больше.

Алена Дмитриева