Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейшее высшее учебное заведение России. Он был основан еще в 1724 году Петром Великим. И с тех пор держит марку одного из самых маститых вузов страны.
В стенах СПбГУ накоплен уникальный опыт. И преподавателям есть что сказать не только студентам, но и будущим абитуриентам.
Сегодня экзамен по предмету «условия высшего образования» проходит проректор по учебной работе, профессор Людмила Громова.
- Людмила Петровна, выпускникам каких форм обучения отдают предпочтение на предприятиях при приеме на работу?
- Я думаю, ценность специалиста определяет профессионализм, а не то, как именно учился студент и какие имел оценки. В СПбГУ всем выпускникам выдают диплом единого образца без указания формы обучения. И на предприятиях при приеме на работу обращают внимание, какой вуз окончил молодой специалист, а не на форму: дневное отделение, вечернее или заочное. В стране есть ведущие вузы, в число которых входят МГУ, и, разумеется, СПбГУ, который старше московского «брата».
Эти два университета являются ведущими не только потому, что это столичные вузы. Скорее, учитывается их солидный возраст и наработанные за долгое время основательные научно-педагогические базы, влияющие на уровень и качество подготовки. Эти позиции определяют статус вуза на рынке образовательных услуг, на что в первую очередь и обращают внимание руководители предприятий.
- Есть мнение, что бесплатное университетское образование качественнее платного. Так ли это?
- В пределах одного вуза качество платного и бесплатного образования абсолютно не различается.
Бюжетники и внебюджетники учатся в общих группах, у одних и тех же преподавателей, в одном потоке. Всех студентов одинаково отчисляют за неуспеваемость. Но как правило, студенты, поступающие на платное обучение, изначально хуже подготовлены: они зачисляются в вуз не на конкурсной основе. Но это не закономерность.
Другое дело - различия между качеством обучения в государственных и частных вузах. Частные вузы появились, когда за государственными учебными заведениями не было закреплено право вести платные формы обучения. В частных вузах, как правило, преподают те, кто работает или работал в вузах государственных. Однако сам учебный процесс в частных организован не столь ответственно, как в солидных государственных, дорожащих своей репутацией. Многие студенты, поступившие в частные высшие учебные заведения и проучившись там, понимают, что качество обучения их не удовлетворяет. Поэтому они просят о переводе в наш университет на платной основе.
К сожалению, в нашей стране часто открываются вузы-однодневки. Пародоксально, но существуют и такие вузы, которые зарегистрированы, скажем, в двухкомнатной квартире - и это реальный факт. Кроме того, многие государственные учебные заведения открывают всевозможные филиалы. У СПбГУ нет ни одного филиала. Мы считаем, что образование не может быть прибыльным и качественным одновременно.
- Значит, без бюджета нет качества?
- Это весьма острая проблема для всего образования. Мы, преподаватели СПбГУ, считаем, что обучение в высших учебных заведениях традиционно должно быть бесплатным. По Конституции любой гражданин России имеет право на образование. Но государство у нас не настолько богато, чтобы платить за всех студентов. Отсюда - проблема платного и бесплатного образования.
Ориентируясь на большинство развитых стран, в России готовится проект закона о ведущих вузах, которые смогут получить приоритетную финансовую поддержку со строны государства. То есть выбранным 10-15 вузам государственный бюджет будет оплачивать и науку, и образование. Таким образом, можно сохранить ведущие научные и педагогические школы.
Сейчас в России насчитывается свыше 3000 вузов, из них около 600 государственных. Согласитесь, что невозможно всем давать денег по чуть-чуть и расчитывать при этом на хорошее качество обучения.
В связи с этим в сфере образования идут на эксперименты. Например, в виде единого государственного экзамена (ЕГ), о котором сейчас много говорят, и так называемого государственного индивидуального финансового обязательства (ГИФО). Предполагается связать две системы: ЕГ и ГИФО. Такой эксперимент сейчас проводится в нескольких российских вузах.
Главная идея - это общедоспутность образования. При планируемой системе выпускник школы из отдаленной местности может, не приезжая в столицу, претендовать на поступление в столичный вуз. ГИФО предполагает связать рейтинг выпускника школы с уровнем финансирования его образования. Чем успешнее ученик сдаст единый государственный экзамен, тем большая финансовая поддержка будет ему предложена государством - что, в свою очередь, позволит претендовать на поступление в престижный вуз.
Конечно, здесь все очень спорно, и, на мой взгляд, эксперимент ГИФО в его чистом виде вряд ли получит продолжение. Я считаю, что разумнее давать выпускникам школ государственные кредиты на образование. Выпускник вуза, получивший такой кредит, после окончания должен будет либо отработать, либо вернуть средства. В этом случае разумна система распределения, отчасти в том виде, в каком она существовала до перестройки.
- А материально-техническая база у очников отличается от заочников?
- Нет.
Финансируются не какие-либо отдельные формы обучения, а статьи расходов: оборудование, учебники, производственные практики, ремонт и прочее. Средства, полученные у государства или в виде доходов от платного обучения, распределяются руководством вуза по факультетам, каждый из которых планирует свою смету расходов. Что касается материально-технической базы, то студенты вечернего, дневного, и заочного отделений занимаются в одних и тех же библиотеках и аудиториях, пользуются общим оборудованием. При различных формах по-разному строится только организация учебного процесса.
- Говорят, что с заочниками работать интереснее. Ведь у них уже есть жизненный и профессиональный опыт.
- Раньше, когда на заочные отделения в большинстве приходили люди, работающие по специальности, это действительно было интересно. Преподаватель видел перед собой зрелого человека, с которым строить учебный процесс надо иначе, чем со студентом, пришедшим со школьной скамьи. Теперь же многие поступают на заочное отделение сразу после школы.
Мне интереснее работать со студентами вечернего отделения, которые, ежедневно совмещая работу и учебу, рационально подходят к образованию и пытаются получить от обучения как можно больше. Студенты дневного отделения живут в несколько расслабленном состоянии: сказывается отсутствие каких-либо обязательств, кроме учебы. Хотя сегодня многие старшекурсники, проходя производственную практику или подрабатывая на предприятии, стараются там закрепиться, чтобы после вуза работать постоянно.
К вопросу о заочном обучении хочу добавить, что в последнее время наметилась тенденция к уменьшению конкурса и численности обучающихся на заочных отделениях. Причины экономические: постоянно ездить на сессии при сегодняшних ценах на билеты очень затратно. К тому же, многие регионы открыли свои вузы: например, педагогические есть в любом областном центре, а уже существующие открыли новые направления. Сегодня предпочитают учиться дома.
Однако мне кажется - заочное обучение все-таки будет сохраняться, это связано с развитием новых информационных технологий.
- Вы говорите о дистанционном обучении?
- И о нем тоже. Дистанционное обучение - это образовательная технология, предполагающая передачу информации по электронной почте, то есть общение преподавателя со студентом на расстоянии. В нашем университете дистанционное обучение применяется в различной степени на всех факультетах и на всех формах обучения.
Активнее всего современные компьютерные технологии используются на естественно-научных факультетах: физическом, математико-механическом и на факультете менеджмента.
Популярность дистанционного обучения объясняется тем, что студенты, обучающиеся даже на дневном отделении, после третьего курса пытаются подрабатывать по специальности, то есть совмещать работу с учебой. Они, как правило, хорошо подготовлены технически и рады перейти на консультирование по Интернету.