Карьера

Кристо и Жан-Клод: история "упаковщиков" мирового уровня

Люди из мира искусства и просто поклонники творчества Кристо Явачева и его супруги Жан-Клод де Гильбон не понаслышке знают о том, что будет, если здание или какой-то иной объект завернуть в ткань. Получится произведение искусства, поверьте. Именно упаковкой всего, что только можно занимались эти два провокационных и необычных художника.

Родились супруги в один день — 13 июня 1935 года в разных точках земного шара. Мужчина родом с севера Болгарии, а Жан-Клод в Касабланке. Познакомились гении в Париже, с того самого момента они жили и творили вместе, эта пара просто поражала весь мир своим талантом и нестандартным взглядом на вещи.

Кристо сумел разработать свою технику под названием "ампакетаж", можно назвать это "упаковкой" предметов и зданий, хотя под руку мастера в разное время попадали даже побережья, скалы и острова. В определенной обстановке любой предмет может стать произведением искусства, вот от чего отталкивались художники, такое направление называется редимейдом.

Когда семья переехала в Нью-Йорк, они стали оборачивать в ткань целые автомобили и дома. В ход пошли и деревья, и столбы, и мебель, чего только не упаковали мастера. Из самых грандиозных проектов можно назвать работу 1958 года, когда пара обернула Кунстхалле в Берне, в 1969 Музей современного искусства в Чикаго, в 1985 Новый мост в Париже, в 1995 берлинский Рейхстаг, а в 2013 Газометер в Оберхаузене. Как им все это удается? Они получили признание народа, зрителя. Люди толпились у Бундестага, как ни в какое иное время. "Обернутый Рейхстаг" дался Кристо непросто, он получил отказ от властей, а в 1994 году все равно смог добиться положительного ответа. Идея состояла в том, чтобы здание, обернутое тканью, увидели с двух сторон: Восточного и Западного Берлина. На государственном уровне обсуждали это произведение не совсем стандартного искусства.

Конечно, все работы Кристо и Жан-Клод имеют срок существования, они не могут быть увековечены в истории, не могут сохраниться, стать достоянием следующих поколений. Так или иначе, люди помнят эти работы и видят их на фото. Самыми запоминающими, как правило, становятся фото с птичьего полета. Кстати, свою работу пара всегда осуществляла за счет средств, собранных с продажи эскизов и рисунков, никаких спонсоров и финансирования от правительства не было.

Все проекты супругов имеют цель показать свободу. По словам художников, они ничуть не обеспокоены тем, что их произведения не вечные, ведь свобода не может быть вечной, их объекты свободны, они не имеют рамок и границ, им не нужно жить по правилам. Сегодня то, что создавали Кристо и Жан-Клод является символом американского искусства в целом. Они — выражение целой эпохи, времени, которое требовало перемен, времени, которое стало переходным моментом в искусстве.

Начиналось все с обертывания в ткани и бумагу стульев и коробок, а выросло в здание правительства, целые острова, это означает признание, верное направление. Кстати, отдельно стоит сказать о самом первом масштабном проекте пары — "Зонтики. Япония-США". Эта работа была создана в двух странах — Японии и США, было огромное множество проблем с властью, разрешениями и так далее. Паре удалось раскрыть 3100 зонтов двух цветов — желтого и голубого, на работу ушло 7 лет.