Политика

"Другая Россия" займется политической гигиеной

Любопытный документ попал в нашу редакцию. Как только сайт "Каспаров.Ru" обнародовал координаты очередного заседания "Другой России", журналисты устремились к гостинице "Арбат" - в надежде поймать участников мероприятия хотя бы на выходе. Правда, когда наш корреспондент добрался до места действия, участники уже разошлись. Однако вход в здание был свободным, что вызвало репортерское желание поискать очевидцев мероприятия или, если повезет, самих героев дня. Где они могут быть? Конечно же, в баре!

Там нас, на первый взгляд, встретила неудача. "Другороссы", зашедшие на чашечку кофе, уже насладились легким расслабоном и, очевидно, отправились по делам. Но на одном из столиков спокойно лежала зеленая пластиковая папка, явно кем-то забытая. В ней оказались черновики программных документов "Другой России", некоторые из которых показались нам особенно интересными. Предлагаем эти тезисы вниманию наших читателей вместе с комментариями одного из видных деятелей "Другой России".

Тезисы к "Программе национального согласия" общенационального форума "Другая Россия"

В данный исторический момент самым серьезным тормозом проведения истинно демократических преобразований в России является широкий слой чиновников и управленцев разных уровней, интегрированных в т.н. "вертикаль власти".

По сути, мы имеем совершенно обособленный класс партийно-хозяйственных бюрократов численностью не менее миллиона человек, проводящий в жизнь решения кремлевско-олигархической верхушки.

На практике это выглядит скорее как вертикаль тотальной коррупции и беззакония. Важнейшую роль в поддержании устойчивости этой пресловутой вертикали играют псевдопартийные бюрократические структуры вроде "Единой России", "Партии жизни", "Родины", ставшие по своей сути некими объединенными профсоюзами бюрократов и бизнесменов, в словаре которых самыми ходовыми выражениями стали "откат" и "распил" средств бюджета всех уровней.

Эта прослойка по своей уже устоявшейся и неискоренимой психологии практически безнадежно развращена и нацелена исключительно на личное обогащение. В силу этого она будет до конца препятствовать демократическим преобразованиям.

Можно провести аналогию с бывшими работниками советского "общепита", которые не мыслили своей работы без недоливов, обсчетов, обвесов, усушек. Это стало неотъемлемой частью их жизни, без которой они не мыслили своего существования. Поэтому все вновь открывавшиеся в 90-е годы рестораны, бары, клубы набирали совершенно новый персонал с жестким требованием – "без опыта работы в советском общепите".

Нечто подобное неизбежно придется сделать и нам, если мы не хотим столкнуться с массовым саботажем чиновников всех уровней. Поэтому массовая чистка административно-хозяйственного аппарата - как в центре, так и на местах - становится главным условием эффективности демократических преобразований. В первую очередь госслужбу должны покинуть все, кто состоял в КПСС, "Единой России", "Партии Жизни", "Родине" и в ряде других подобных псевдопартийных структур.

Подобный положительный опыт восточно-европейских стран и республик Прибалтики подтверждает необходимость проведения такой чистки. Именно те страны, которые наиболее последовательно провели политику люстрации в отношении бывших членов компартий, в настоящее время демонстрируют высокий уровень экономического развития и демократизации общества. В большинстве этих стран бывшие члены компартий не имеют права состоять на госслужбе - на любом уровне и в любом качестве. Именно такие серьезные меры и стали залогом быстрых и эффективных преобразований.

О роспуске партии "Единая Россия" и введении люстрации

Для оздоровления нашего государственного устройства должен быть принят и последовательно проведен в жизнь Закон о люстрации. Как это было сделано, например, в Чехии и Германии. После приобретения всей полноты государственной власти в России силами объединенной демократической оппозиции страна должна очиститься от реставрированных антинародным режимом рудиментов советского тоталитаризма.

В первую очередь к ним относится номенклатурная партия "Единая Россия", унаследовавшая от КПСС самые изощренные методы подавления инакомыслия, гражданских свобод и независимости СМИ. Эта партия подлежит немедленному запрету и роспуску, ее антиконституционная деятельность будет расследована парламентом, материальные активы национализированы, а преступные деяния лидеров и функционеров получит правовую оценку.

Члены партии "Единая Россия", не вышедшие из ее рядов добровольно до срока сложения полномочий президентом РФ В. Путиным, подлежат люстрации. Они не будут иметь права занимать любые должности в государственном, региональном и муниципальном управлении, включая выборные, сроком на 10 лет.

"Другая Россия" предлагает также запретить всем бывшим штатным сотрудникам и агентам органов КГБ-ФСБ занимать в течение 10 лет руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, правоохранительных структурах и вооруженных силах, в дошкольных заведениях, школах, гимназиях, вузах, избирательных комиссиях, СМИ, политических партиях и общественных организациях.

Лица, уже занимающие руководящие посты в этих структурах, должны пройти соответствующую люстрационную проверку. Отказ от люстрационной переписи будет означать автоматическое снятие данного лица с занимаемой должности.

Возрастной ценз

Предлагается ограничить возраст замещения должностей государственной гражданской службы 45 годами. Целесообразность введения возрастного ценза убедительно доказана отечественным рынком труда, невзирая на запрет Трудового Кодекса РФ. Работодатели частного сектора экономики в подавляющем большинстве отказывают в найме соискателям старше 45 лет. Чаще всего это касается руководящих должностей, где никакая житейская мудрость не заменит возрастного затухания энергии, губительного для любого дела.

В государственном управлении проблема стоит гораздо острее. Если к 45 годам чиновник не продвинулся на уровень хотя бы заместителя начальника главка, в современных условиях ему уже никогда не подняться выше. Отсутствие перспектив карьерной самореализации порождает комплексы психики. Пожилой управленец в любом более молодом сотруднике видит конкурента и всячески препятствует его профессиональному росту. Предпенсионные настроения растягиваются на десятилетия. Именно здесь следует искать корни медлительности, волокиты, неповоротливости государственной машины. Стремление любыми путями обеспечить безбедную старость именно в среднем звене госслужбы формирует питательную среду массовой коррупции.

Продолжить государственную службу после 45 лет по общему правилу представляется возможным для лиц, достигших к названному возрасту должности не ниже заместителя начальника управления федерального министерства и приравненных к ней.

Возрастной ценз не будет распространяться на выборные государственные посты и персональные назначения Президента Российской Федерации.

Москва, сентябрь 2006 года

Прокомментировать содержание находки мы попросили члена Политсовета РНДС Ивана Старикова. "Преамбула – очень хорошая, я с ней абсолютно согласен", - сказал нам политик, который оказался ее соавтором: "Я в том числе имел отношение к ее написанию. Над ней также работали Саша Гольц, Саша Осовцов, Гарри Каспаров и еще много людей". Далее Иван Валентинович дал оценку двум тезисам документа и рассказал о своей персональной работе над Программой.

Иван Стариков, член Политсовета РНДС:

- Я абсолютно поддерживаю предложенный раздел о люстрации. Однако не стал устанавливать срок на десять лет. В нынешних условиях это неразумно. Я бы установил два года. Дальше должна наступить своего рода политическая амнистия – в том случае, если человек написал добровольное заявление о выходе из "Единой России". Этот срок должен быть установлен законодательно. Я бы назвал его законом "О политической гигиене". Я – именно за такую политическую гигиену.

Лично я знаю очень приличных людей – губернаторов и президентов республик (например, президента Чувашии господина Федорова, губернатора Хабаровского края Ишаева и многих других), которые вступили в "Единую Россию" не по доброй воле, а из-под палки. Они были вынуждены либо расстаться со своими должностями (а они неплохие губернаторы), либо вступить в партию власти. Такие люди достойны политической амнистии.

- Кто является автором данных предложений?

- Думаю, это коллективное предложение, а идеологом был Гарри Каспаров.

- Почему же Каспаров определил такой большой срок – в десять лет?

- Здесь я не готов сказать. Каспаров – великий человек, великий мыслитель, стратег. Наверное, у него есть свои соображения. В данном случае я могу давать ему рекомендации, так как шесть лет работал замминистра экономики и имею представление о чиновничьей службе. Далеко не всегда она благодарная и комфортная. Поэтому в вопросах люстрации важны не сроки, а сам факт, чтобы это произошло.

Я думаю, что будем исходить из украинского опыта. Там была успешно проведена люстрация: уволили 18 тысяч чиновников. Сегодня многие из них вернулись на свои места, это уже другие чиновники. И даже господин Янукович – это уже не Янукович образца 2004 года. Я оцениваю украинский опыт и вижу, что там действительно произошло очищение – такой политический катарсис. Украинский опыт показал эффективность и реальность проведения такой знаковой процедуры.

- Что вы думаете по поводу предложений ограничить государственную службу возрастом в 45 лет для тех, кто не успел подняться выше заместителя начальника управления министерства или должности, приравненной к ней?

- Я против такого пункта, поскольку мы здесь ничем не отличаемся от большевиков.

Иногда эмоции перехлестывают, у меня тоже иногда бывают такие вещи. Но, думаю, что мы должны сохранять трезвый рассудок, иначе можем повторить украинскую ситуацию: "От триумфа на Майдане к поражению в кабинетах".

Чтобы избежать такого, надо придерживаться простого правила: никогда нельзя рассчитываться с соратниками по борьбе высшими государственными должностями, если эти люди им не соответствуют. Многие могут быть очень хороши на баррикадах, но, к сожалению, не всегда пригодны к чиновничьей работе.

- "Другая Россия" задала какие-то временные рамки, когда все разделы должны будут слиться в единый документ?

- Предварительно это будет март-апрель, то есть за год до президентских выборов. Во внутреннее пользование участники получат документы где-то за месяц до этого.