Карьера

Что нужно знать об офисной жизни

От чего зависят атмосфера в коллективе, самочувствие сотрудников, их взаимоотношения друг с другом и, наконец, эффективность их работы? Иногда от вещей, которые, казалось бы, не способны влиять на это напрямую. Тем не менее… Вот результаты последних научных исследований, касающихся офисной жизни, которые наверняка немало вас удивят.

Служебные сплетни снижают мотивацию

Специалисты из Сэлфордского университета (Манчестер, Великобритания) во главе с профессором Кирком Чангом опросили более 350 сотрудников 26 различных компаний, в том числе и по поводу того, как часто они сплетничают на службе и что обычно является темой сплетен.

Оказалось, что те, кто критически отзывался о своих коллегах или боссах, работали менее продуктивно. Очевидно, что если сотрудника не устраивают коллектив или руководство, то у него снижается мотивация к работе и, соответственно, хуже результаты.

Поощрение отдельных сотрудников заставляет остальных лучше работать

Группа ученых во главе с Бредли Киркманом провела ряд экспериментов в Китае. Сначала исследователи пригласили 256 студентов, разделили их на команды и попросили самостоятельно изготовить картонные коробочки, а затем коллективно построить из них пирамиду. После того как задача была выполнена, авторы эксперимента отметили лучших "работников" и наградили их поощрительными призами.

Но это касалось только части команд. Когда эксперимент повторили, оказалось, что команды, где раздавались призы, продемонстрировали более быстрые и продуктивные результаты. Аналогичное исследование провели также в одной из китайских крупных компаний. Результаты были те же.

По мнению экспертов, если кого-то из сотрудников поощряют за хорошую работу, то остальные пытаются "тянуться" за ними, чтобы тоже получить поощрение.

Любители смартфонов больше устают на работе

Специалисты из Южной Кореи собрали группу из 450 офисных работников. В течение нескольких недель добровольцы должны были регулярно заполнять анкеты и описывать ощущения, которые возникали у них, когда они после обеденного перерыва вновь приступали к работе.

Как выяснилось, те, кто во время обеденных перерывов активно пользовался смартфонами, во второй половине дня чаще чувствовали усталость и жаловались на упадок сил.

Правда, авторы исследования не уверены, что дело именно в смартфонах. Они полагают, что те, кто предпочитает живому общению пользование гаджетами, минимизируют свои контакты с коллегами, а ведь мы подпитываемся энергией еще и друг от друга… Не получая "подпитки" от окружающих, эти люди быстрее устают, и, естественно, у них снижается продуктивность труда.

Недосыпание ведет к неэтичному поведению на работе

Американские психологи выяснили, что люди, спящие меньше шести часов в сутки, склонны на службе вести себя менее этично. В частности, они чаще обманывают своих коллег. В то же время, если работники употребляют психостимулирующие средства, такие как кофе, они становятся более порядочными.

Чтобы доказать это, ученые разделили добровольцев на две группы по 100 человек, первую из которых заставили всю ночь бодрствовать, а второй разрешили спать. Перед этим всем участникам выдали жевательную резинку, но одним обычную, а другим — с добавлением кофеина.

Наутро испытуемым предложили поиграть в игру, в которой им предстояло разделить сумму в 7 долларов между собой и якобы другим участником (на самом деле роль последнего играл компьютер). Можно было получить либо 5, либо 2 доллара. Добровольцу предлагалось отправить партнеру по игре сообщение с текстом, какой именно вариант игры следует выбрать, чтобы получить большую сумму.

Те добровольцы, которым не удалось выспаться, чаще отправляли "партнерам" ложные сообщения. Но те, кто употреблял резинку с кофеином, вели себя честнее, даже если экспериментаторы пытались на них давить, вынуждая дезинформировать "партнера".

Так что не следует ограничивать сотрудников в перерывах на кофе. Но и о здоровом сне забывать не стоит.

Руководители реже болеют

Вы заметили, что, если рядовые сотрудники берут больничный, то отсутствие на работе шефа чаще объясняют командировкой или деловыми переговорами? Действительно, группа французских и американских ученых полагает, что люди, занимающие руководящие должности, болеют реже рядовых работников. Правда, пока эта теория была проверена лишь на обезьянах.

В течение 27 лет исследователи вели наблюдение за кенийскими бабуинами. Причем "слежка" велась круглосуточно шесть дней в неделю. За период наблюдений было зафиксировано более 630 случаев травмирования у 166 бабуинов-самцов. Как выяснилось, те особи, которые обладали более высоким статусом в популяции, быстрее восстанавливались после травм и заболеваний: по-видимому, сознание своего социального статуса действовало как психосоматический фактор, повышая их иммунитет.

Профессор Бен Арчи, руководящий исследованием в Кении, считает, что результаты эксперимента проецируются и на человеческое общество. Люди с лидерским статусом справляются с недугами лучше остальных.