Люди-загадки

Хемингуэй застрелился, потому что не был героем?

Хемингуэй застрелился, потому что не был героем?. Хемингуэй застрелился, потому что не был героем?

Эрнест Хемингуэй был одним из самых издаваемых зарубежных писателей в нашей стране в эпоху "железного занавеса". У многих представителей интеллигенции на стене даже висели его портреты. Но можно ли было считать этого великого американского литератора образцом для подражания? Ведь многие истории о нем — не более чем байки, придуманные им самим.

Конец "Папы"

Рано утром 2 июля 1961 года Хемингуэй выстрелил из дробовика себе в рот. Это стало настоящим ударом для его почитателей по всему земному шару. Почему же он совершил этот роковой поступок?

Незадолго до трагедии писатель обратился к одному из ближайших друзей со странным, на первый взгляд, вопросом: "Что бывает с человеком, когда он вдруг осознает, что уже не напишет тех книг, которые поклялся написать?"

Как известно, в ту пору Эрнест Хемингуэй трудился над томом воспоминаний о Париже — городе, приютившем его, когда он только вступал на писательскую стезю и не имел ни гроша за душой. "Я никак не могу завершить эту чертову писанину, — жаловался Хемингуэй другу. — Я знаю, что книга прекрасна, знаю, какой она должна быть, но не умею положить ее на бумагу".

Заряженное ружье

Не секрет и то, что попытки суицида были неоднократными. Дважды писателя видели заряжающим ружье, к ложу которого была прикреплена предсмертная записка, адресованная Мери, его четвертой жене. Когда Хемингуэй летел в клинику Майо в Миннесоте, чтобы пройти курс шоковой терапии и избавиться от мучившей его депрессии, он попытался открыть люк салона и выброситься из самолета. В тот же день, во время дозаправки на земле, писателя пришлось силой оттаскивать прочь от вращающегося пропеллера…

Увы, все попытки удержать Папу (как его часто называли) от покушений на собственную жизнь, в конце концов, оказались тщетными. Вернувшись после лечения в свой дом в горах Кетчум, штат Айдахо, Хемингуэй провел там всего одну ночь. А наутро грянул роковой залп…

Герой или выдумщик?

"Папа" всеми силами старался поддерживать для окружающих образ "человека действия", ни в чем не уступавшего своим литературным героям. Воистину, литература не знает второго такого выдумщика… А между тем, вдохновение покидало его, что неудивительно, ведь писатель все чаще прикладывался к алкоголю…

После войны Хемингуэю лишь однажды удалось создать шедевр — это был рассказ "Старик и море", написанный в 1952 году. Да и то это произошло лишь благодаря честолюбивому стремлению во что бы то ни стало получить Нобелевскую премию, которая двумя годами ранее, к неописуемой ярости Эрнеста, досталась его соотечественнику Уильяму Фолкнеру…

Американский издатель Альфред Хотчнер почти 15 лет записывал едва ли не все, что изрекал его кумир и друг… Например, сказки о том, как Хемингуэй вылавливал из прибрежных вод Кубы гитлеровские подлодки или одерживал победы над грозными хищниками… И о том, как писатель при помощи свернутой в трубочку газеты усмирил тигра и спас перепуганного дрессировщика…

И о здоровенном черном медведе, мешавшем уличному движению до тех пор, пока Хемингуэй не вынудил его с позором убраться восвояси, обратив в постыдное бегство… И еще более захватывающее повествование о дрессированном льве, которого великий романист схватил за гриву и выдворил из парижского бара за то, что громадный хищный зверь мочился на пол…

Эти истории о Хемингуэе быстро разошлись по свету, но теперь даже самые рьяные поклонники писателя сомневаются в их подлинности, и уже мало кто верит, например, в то, что нобелевский лауреат предавался любовным утехам с подружкой гангстера "Алмазные Ноги" на подмостках нью-йоркского ночного клуба, или в то, как ловко он соблазнил невесту африканского вождя, когда вместе с женой Мери ездил на сафари, равно как и в то, что он провел ночь с Матой Хари и нашел ее "несколько тяжеловатой в бедрах"…

Последнее — сущая чепуха, ведь, когда молодой Хемингуэй впервые прибыл в Европу, эта куртизанка-шпионка уже больше года лежала в сырой земле…

Итак, Хемингуэй врал, причем врал напропалую, не заботясь о последствиях… Зачем? Однажды в приливе откровенности он произнес: "Большая ложь куда правдоподобнее любой истины, и те, кто пишет книги, вполне могут стать весьма удачливыми вралями". Что ж, это ему удалось…

И все же, если романы Эрнеста Хемингуэя, как и его жизнь, порой грешили дутой героикой, то в рассказах он действительно достиг вершин искусства беллетристики и встал на одну ступень с признанными корифеями этой литературной формы — Ги де Мопассаном и Скоттом Фитцджеральдом.

Когда-то он написал такие слова: "Я хотел бы запомниться людям как писатель, а не как человек, побывавший на войне, не как охотник, пьянчуга и кабацкий дебошир".

Вероятно, этот незаурядный человек все же понимал, что разбазарил и силы, и изрядную часть своего великого дарования попусту. Как знать, быть может, осознание этой горькой правды и заставило его спустить курок?