Афиша

Московская Биеннале: новое, хорошо забытое старое и другие проекты великих комбинаторов от мира искусства

Первая Биеннале современного искусства состоялась два года назад и конечно, стала значимым событием в культурной жизни столицы. Однако при всем разнообразии проектов исполнительские искусства занимали в Биеннале весьма скромное место. Посему и было решено провести Московскую Биеннале современных исполнительских искусств, которая познакомит публику с самыми значительными творческими открытиями в области современного композиторского творчества, пластики и танца.

Основной темой Московской Биеннале современных исполнительских искусств – 2007 стала мультимедийность. Искусствоведы подводят целое обоснование выбранной концепции: с одной стороны, в искусстве интересна новизна. С другой стороны, за все периоды существования искусства было перепробовано практически все, и создать что-то действительно новое невообразимо сложно. Поэтому многие творческие личности комбинируют уже существующие языковые средства, технические приемы и образные мотивы. На стыке этих культурных концептов и развивается мультимедийность, отражающая «многопараметровость современного художественного мышления».

Очень многие неоднократно пытались объединить музыку и перформанс, современное творчество и авангард начала ХХ века. Своеобразный эффект диалога с традицией присутствует практически в каждой программе фестиваля. Что же касается участников Биеннале, то это различные исполнители и ансамбли современной музыки из Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Франции и России.

14 марта немецкая танцовщица, создательница перформансов и по совместительству искусствовед Брижида Охайм представит программу «Танец цвета Лой Фуллер». А мериканская танцовщица и педагог Лой Фуллер стояла у истоков танца, в котором она пыталась соединить пластику древних греков с художественными идеями модерна. Она прославилась экспериментами со светом, струящимися летящими тканями, создававшими эффект «исчезающего тела». Знаменитая Айседора Дункан была ее ученицей, а известные художники и музыканты начала ХХ века – Анри де Тулуз-Лотрек, Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Федор Шаляпин и Огюст Роден были от ее творчества в полном восторге. Наша современница Брижида Охайм попыталась воссоздать концепцию танца Лой Фуллер.

Еще одно мероприятие Биеннале – проект «Колыбельная Москве», в котором объединены современная музыка и документальный фильм «Москва», созданный режиссерами Михаилом Кауфманом (1897-1980) и Ильей Копалиным (1900-1976) в далеком 1927 году. Музыкальное сопровождение создано современными московскими композиторами Кириллом Уманским, Юрием Каспаровым, Антоном Софроновым и Дмитрием Курляндским. Вооружившись современными компьютерными программами, они соединили реальные шумы с «виртуальным» оркестром. Кроме того, звучание дополнено и живой музыкой в исполнении музыкантов, которые благодаря специально созданной электронной сценографии становятся самыми непосредственными участниками всего шоу. Посетить это оригинальное действо можно будет 15 марта.

К 85-летию со дня рождения Яниса Ксенакиса приурочено еще одно мероприятие Биеннале – концерт, на котором прозвучит музыка известных французских композиторов разных поколений, так или иначе испытавших в своем творчестве влияние его идей. Янис Ксенакис – человек-легенда, композитор и музыкальный теоретик, архитектор, математик и символ европейского авангарда. Он стал автором совершенно новых концепций в композиции, соединяющих абстрактную логику математики, пространственные принципы архитектуры и музыкальную образность. Ему удалось объяснить с научной точки зрения концепцию звуковых масс, технику вероятностной композиции, «символическую» музыку. На концерте, который пройдет 22 марта, программу, посвященную Ксенакису, исполнят его друзья – музыканты Московского Ансамбля Современной Музыки. В 1994 году этот ансамбль пригласил композитора в Москву и организовал его первый в России авторский концерт. Дирижировать ансамблем будет не кто иной, как французский дирижер Жан Деруайе.

Интересный концерт состоится 5 апреля – будет представлен проект London Synfonietta и британской электронной студии Warp. Уникальная особенность проекта – сочетание авангардной классики с произведениями современной электронной музыки. Удивительно мультимедийное сочинение «Насекомые»: во время исполнения композиции играет камерный ансамбль, а лондонский диджей Мира Калликс дополняет саунд звуками, которые издают насекомые. Все это происходит на фоне видео-ряда на тему «из жизни насекомых».

Наталья Филиппович