Вот уже больше семи лет в России идет театральная антреприза по мотивам одного из самых известных романов Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Представлять на сцене действие, которое, по словам автора книги, происходит в абсолютной пустоте, - задача не из легких. Однако режиссеру Павлу Урсулу это удается с неизменным успехом.
В спектакле задействован звездный актерский состав: в роли Чапаева – Михаил Ефремов, Петра Пустоты – Михаил Крылов, роль Котовского играет Михаил Полицеймако.
Сразу после премьеры спектакль вызвал противоречивые отзывы критики, но публика продолжает на него ходить, отчасти потому, что интересно, как же пелевинское творчество выглядит на театральных подмостках.
"Сдвиг" в сознании российского зрителя
Чапаев и Пустота в романе Пелевина практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Чапаев выступает в роли гуру, раскрывающего перед своим учеником Петром Пустотой подлинную сущность бытия. Петька живет в двух параллельных мирах – во времени гражданской войны и в образцовой постсоветской психушке. Пока Петр Пустота рассуждает о своей нелегкой жизни в психбольнице, за его спиной, на заднике в виде огромной сети, шевелятся повешенные другие герои Пелевина – Сердюк, Просто Мария и Небесный Свет. Котовский в исполнении Гоши Куценко во время спектакля глушит самогон и нюхает кокаин сквозь дуло своего пистолета. Он одурманивает себя до такого состояния, что отдает Петру Пустоте своих легендарных орловских рысаков, которых символизирует инвалидная коляска.
Однако все заканчивается хорошо: Котовский открывает источник вечного кайфа, а Чапаев разъясняет Петьке, каково его место в мире, и тот, освобожденный, уезжает на броневике во Внутреннюю Монголию писать роман о пустоте как о сосредоточии истины.
16 марта на сцене БКЗ МАИ самый обсуждаемый и противоречивый спектакль по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».