Креатиff

Непонятные закорючки или русская беспредметная живопись

Когда человек слышит про русскую "беспредметную" живопись или просто авангардизм, на ум сразу приходит картина без четко выраженного объекта на полотне, куча всяких фигур и цветов. И непонятно вообще, что это, как это понимать, и почему вообще это называют искусством.

Беспредметное искусство свободно от чувственного явления предметности. Собственно, важно понимать, что искать скрытый смысл в таких картинах не стоит, важно концентрироваться на психологическом восприятии.

Как начиналось новое русское искусство XX века, и о людях, которые его делали поговорим в данной статье.

Основоположник русского авангарда Михаил Ларионов

Наверное, нет человека, который не знал бы "Черный квадрат" Малевича, но история беспредметной живописи в России начинается не с него. Основоположником абстрактной живописи стал Михаил Ларионов. Направление, в котором работал Ларионов — лучизм, именно оно создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности.
Непонятные закорючки или русская беспредметная живопись. 57420.jpeg

Появившееся в 10-ых годах прошлого века, просуществовало оно недолго. В отличии от полной абстракции Кандинского, в лучизме просвечивались ярко выраженные формы, однако лишь просвечивались. В дальнейшем Ларионов полностью уходит от форм и приходит к абстракции.

"Черный квадрат" Казимира Малевича

Всякие непонятные закорючки или русская беспредметная живопись. 57421.jpeg

Но, пожалуй, самой знаменитой работой русской беспредметной живописи можно считать "Черный квадрат" Казимира Малевича. Написанная в 1915 и представленная на футуристической выставке "0,10" в 1915–1916 в красном углу — эта картина является не столько картиной в классическом ее понимании, сколько философией. Малевич был фигурой весьма эпатажной, и, наверное, можно говорить о том, что главным посылом его философии, по мимо того, что он нереально крутой и будущее за "черным квадратом", и что все искусство до него было смешным и нелепым, была попытка освободить цвет и форму от привычных глазу композиций.

Вообще будет несправедливо приписывать чаяния всех авангардистов одному лишь Малевичу. Главной идеей авангардизма в целом была попытка освободить цвет от формы, и наоборот. Была попытка придумать что-то новое, а не в какой раз рисовать женщин и пейзажи. Была попытка заставить человека самого думать над смыслом, а не выносить все в готовом виде. Была попытка показать человеку, что точка и линия — сами по себе полноценны и обладают всеми правами картины. Но так как "Черный квадрат", пожалуй, самая значимая работа целого течения художников, которая породила и дальнейшие течения, и философии, было бы справедливо написать все это именно здесь.

Василий Кандинский

Всякие непонятные закорючки или русская беспредметная живопись. 57422.jpeg

Говоря об авангардизме, также, невозможно не сказать о Василии Кандинском, внесшим в теорию беспредметной живописи, наверное, наибольший вклад из всех художников России. Его работы "Точка и линия на плоскости" и "О духовном в искусстве" — могут претендовать на роль целого учебного пособия, для молодых художников. Когда читаешь его объяснение смысла простой точки поражаешься необычайно тонкому восприятию этого человека. Когда читаешь его объяснение смысла различных геометрических фигур, значение разных цветов — начинаешь как-то более осмысленно смотреть на самые простые вещи. Возможно работы Кандинского — это именно то, что следует прочитать человеку, который хочет научится понимать беспредметную живопись.

Русская беспредметная живопись — это нечто большее, чем просто набор треугольников, линий и квадратов. Каждый сантиметр картины, каждый наклон линии и даже форма полотна имеют смысл. Разве это не круто? Бесспорно, глазу привычнее и приятнее видеть что-то обыденное. Например, на красивую девушку куда более приятнее, чем на квадрат. Но разве была бы культура столь многогранной без этих, наполненных смыслом абстрактных форм? Стоит только научится понимать беспредметную живопись, и ты непременно в нее влюбишься. Просто попробуй. Тебе понравится.