Креатиff

Ник Перумов: "Я слишком долго молчал"

19 апреля в "Новом книжном" на Сухаревской Ник Перумов лично представил свою книгу "Имя зверя" (завершение цикла "Семь зверей Райлега").

Культовый русский фантаст Николай Перумов презентовал новую книгу - «Имя зверя», завершающую цикл «Семь зверей Райлега». Эта долгожданная книга, как и весь цикл, является принципиально новой вехой в его творчестве. Предыдущие тома - «Терн» (2007) и «Алиедора» (2009) показали новую грань таланта автора, который показал историю главных героев как объединенную и одновременно личную борьбу, компромисс светлого и темного начал.

К творчеству Перумова можно относиться по-разному. Можно любить его книги, независимо от манеры написания, психологической достоверности персонажей, наличия или отсутствия драйва и экшена. Можно не любить их за нервность слога, экспрессивную риторичность и прямолинейное деление мира на черное и белое. Но одного уже не изменить - это писатель открыл в 90-е годы читателям России принципиально иные миры, которых в нашей литературе еще не было.

Как раз тогда профессор Толкиен стал мерилом качества любого доступного фэнтези, но все-таки чрезвычайно не хотелось прощаться с миром Средиземья навсегда. Перумов своей первой книгой «Кольцо тьмы» дал такую возможность - и литературный мир стал намного ближе. Настолько ближе, что постепенно грань между чужим творчеством и нашим отношением к нему стала прозрачной. Благодаря Интернету и чисто человеческой субъективности.

Выхода «Имени зверя» ждали давно. Все-таки разрыв в несколько лет между томами достаточно утомителен. Сам автор на презентации отметил, что эта книга для него является очень показательной, так как в ней он, по сути, вывел нехарактерный для себя тип героя. Не зря первые два тома даже называются по именам главных персонажей.

Перумов: «Я в «Семи зверях» пытался создать нового героя, отказался от принципа «меньшего зла», что было квинтэссенцией всех моих предыдущих книг. Получилось странно, но интересно, непохоже на Перумова, к которому вы привыкли за многие годы. Кто-то сказал, что «Терн» скучен, этот герой слишком светел для меня, нужно побольше тьмы и крови, когда вышла «Алиедора», я получил противоположное мнение: ой, слишком мрачно, кроваво, страшно, не надо так. А вся книга была задумана как классическая теза - антитеза - синтез. Тезой был светлый паладин Терн, который живет не по лжи и старается спасти тех, кто вокруг него любой ценой, даже ценой своей жизни. Объединение Терна и Алиедоры - это синтез, их последняя битва, где они должны соединиться и выстоять и победить. Ни Свет, ни Тьма не смогут справиться здесь - только союз света и тьмы, который построен на компромиссе, на взаимопроникновении - только он может привести к победе».

В своей вступительной речи Ник Перумов поблагодарил тех, «кто вносит свою лепту в то, чтобы книжная культура в России не умерла, не превратилась в ничто и в лагерную пыль». Говоря о вышедшем двухтомнике, и предваряя вопрос - почему два, а не одна красивая толстая книжка, которые мы все так любим, он не без иронии пояснил, что такое положение вещей - неизбежное следствие того, что любая написанная книжка немедленно должна быть выложена в сеть бесплатно, а автор «должен» быть голодным, нищим и жить под мостом, «ну, или в крайнем случае быть оператором газовой котельной». К сожалению, чаще всего в Интернете можно встретить мнение, что писать за деньги нельзя - это жлобство. Истинный автор пишет только бесплатно.

Перумов: «Времена настали тяжелые, и издательства вынуждены крутиться, как только могут. Не думайте, что в них сидят зажравшиеся жирные коты, капиталисты - нет, к сожалению, этот вид бизнеса бьется за выживание, за существование, и если мы его не поддержим хотя бы в минимальной степени, то очень скоро останемся только с тем, что лежит в сети выложенным самими авторами на Самиздатах и тому подобных ресурсах.

Очень было бы хорошо, если бы ваш покорный слуга имел большое поместье - я был бы хорошим барином, я бы не порол крепостных на конюшне, не отягощал бы тяжким оброком, и барщиной, а в свободное время писал книги, которые бы вы, мои дорогие читатели, получали бы за символические деньги. Но увы - жизнь изменилась необратимо, и хотя ваш покорный слуга очень долго сочетал науку с литературой, но не всегда это получается так как хочется. Всегда нужно пробовать что-то свое, что-то новое. Хотя меня уже почти 20 лет требуют - пиши так, как писал «Гибель Богов», как «Кольцо тьмы», это говорит только об одном - читатели немножко переоценивают свою жажду читать одинаковые книги. Одинаковые книги очень быстро приедаются, нужно пытаться искать другие темы».

При этом самому Перумову грех жаловаться на отсутствие жанрового разнообразия. Из-под его пера вышло почти 30 томов общим тиражом более 15 миллионов экземпляров, что является абсолютным рекордом для российского фэнтези. Ряд его книг уже переведен на польский, чешский, шведский, немецкий, болгарский, словацкий, эстонский и немецкий языки. По роману «Алмазный меч, деревянный меч» создана одноименная ролевая компьютерная игра.

Перумов: «в Америке сам жанр фэнтези стремительно мартинизируется (ред.- Джордж Р.Р. Мартин, автор популярного цикла книг в жанре фэнтези «Песнь Льда и Огня»), то есть это псевдоисторическое повествование, достаточно жестокое, маги и волшебники уходят, остаются люди, короче, берете «Песнь льда и пламени» и клонируете ее. К сожалению, на Западе очень велика власть редактора. Зачастую он диктует автору, что и как писать, это не касается только тех, которые достигли известных высот, Нила Геймана, к примеру. Побольше секса, можно ввести детоубийство и обязательно будет морально нечистоплотный герой, который будет очарователен и обаятелен, и девушки будут восхищаться кавайным няшечкой. Правила игры, что делать».

Последние его романы «Терн» и «Алиедора» были неоднозначно встречены аудиторией, но не прошли незамеченными критикой. К слову, вторая книга цикла получила 2 награды Московского фестиваля фантастики «Серебряная стрела» в номинациях «Лучший женский образ» и «Лучший фантастический мир» в 2010 году.

Перумов: «Сейчас формируется принципиально новая среда. За год в Америке продано 10 млн читалок - это столько же людей, которые добровольно подписались на достаточно кабальные условия получения новых книг. Но в Америке существует четкое правило: если ты чем-то пользуешься - плати за это. Любимый книжный магазинчик, ресторан, кафе - вы придете туда, и оставите там свои трудовые доллары, потому что если вы не сделаете этого - то однажды на его месте появится Макдональдс или Старбакс, или Кентуккийский жареный цыпленок. Да, электронные книги - это наше будущее, которое нас всех ждет, это удобно, замечательно, хорошо и прекрасно, и нужно научиться жить в этой новой среде.

В свое время пресс Гутенберга оставил ненужной профессию переписчика книг. Наверное, это тоже считалось концом цивилизации, и развалом всего и вся. Я очень надеюсь, что нынешняя цифровая революция приведет к качественно новому состоянию, когда людям будет доступно абсолютно все. Вся публичка, вся Ленинка, архивы, классическая литература... Все то, чем богато человечество, должно быть доступно и поддержано. Те же сроки авторского права сейчас чудовищны - 70 лет после смерти, безумие какое-то...

Должно быть разумное ограничение. Но нельзя просто так взять и выбить пласт людей, для которых сочинительство - не просто приятное времяпрепровождение, а что-то гораздо большее. Есть такое слово - ответственность перед читателем. Она приходит в том числе, когда вы должны не просто удовлетворять спрос и читательские ожидания, а еще и достичь созвучия своим моральным принципам. Тогда книги будут жить».

Ник Перумов - популярный русский писатель-фантаст, основоположник жанра российкого фэнтези, по образованию инженер-физик. Получил широкую известность после своей первой публикации в 1993 году эпопеи «Кольцо Тьмы», действие которой происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкиена. Многократный обладатель премии «Фантаст года». С 1998 года живет и работает в США (Северная Каролина) с женой и тремя детьми. Работает в научном институте по своей основной специальности - биофизика и молекулярная биология. В России бывает редко.

Валентин Гридин