"Придумать зеленое солнце легко, - писал великий английский писатель Дж. Р. Толкиен. - Трудно придумать мир, в котором оно было бы естественным". Знаменитый автор «Властелина колец» знал, о чем говорил, ведь именно Толкиену мы обязаны рождением нового литературного жанра - фэнтази, который, впрочем, как и все новое, имеет своих предшественников: средневековые рыцарские романы (те самые от которых тронулся умом Дон Кихот Ламанческий) и героический эпос.
Как известно, профессор Толкиен являлся крупным специалистом в области староанглийской филологии и был прекрасно знаком с мифологией древних кельтов и германцев. Именно ирландские и валлийские сказания, исландские саги и германский эпос стали той почвой, на которой поднялся миф о Средиземье, потрясший умы и сердца миллионов жителей нашей планеты.
Можно без конца находить в древней мифологии параллели с теми или иными сюжетами Толкиена, и хочется надеяться, что когда-нибудь эта историко-филологическая работа будет проделана; мы же остановимся на мотиве, ставшем основной движущей силой знаменитой трилогии "Властелин колец" - на истории Кольца Всевластия.
Эту зловещую драгоценность изготовил владыка зла Саурон, вложив в нее большую часть своего могущества. Попадая к новому владельцу, кольцо завладевает им и уничтожает его морально, а иногда и физически. При этом чем могущественнее очередной обладатель, тем легче злу подчинить его душу и тем больше горя он способен причинить окружающим.
Кольцо обладает полезным свойством делать своего хозяина невидимым, перенося его из мира живых в мир духов - мотив чисто кельтский. Однако в остальном история Кольца Всевластия имеет германо-скандинавские корни. Скандинавская мифология знает немало волшебных сокровищ, в том числе и колец. Достаточно вспомнить сотворенное подземными кузнецами - цвергами (очень похожими на толкиеновских гномов) кольцо Драупнир - чудесное кольцо Одина, каждые девять ночей рождавшее еще восемь золотых колец. Но сходство здесь чисто внешнее, настоящим же мифологическим двойником Кольца Всевластия является, без сомнения, другой драгоценный талисман - Андваринаут, проклятое кольцо Нибелунгов, по-своему еще более ужасное и губительное для своих хозяев, чем Единое кольцо у Толкиена.
Его история, изложенная в "Старшей Эдде", исландском эпосе, восходящем к германским сказаниям эпохи Великого переселения народов, начинается с того, что божественная троица асов: Один, бог огня Хенир и бог лукавства Локи - отправились в путешествие, чтобы осмотреть весь мир. Когда боги проходили мимо одного из водоемов, Локи метким броском камня убил выдру. Придя на близлежащий хутор, путники попросились на ночлег, предложив в уплату шкуру убитого животного. Однако хозяин, могучий колдун Хрейдмар, узнал в выдре своего сына Отра. В гневе он наложил на богов заклятие, лишающее их силы, а затем, с помощью двух других сыновей, Фафнира и Регина, взял богов в плен.
Пленные асы предложили колдуну самому назначить выкуп за сына - и тот потребовал столько золота, чтобы им можно было наполнить шкуру выдры и покрыть ее сверху. Трудность состояла в том, что волшебная шкура могла сильно увеличиваться в размерах.
Хитроумный Локи был отправлен на поиски необходимых средств. Он уходил в темные и сырые тоннели под горами, пока не нашел подземное озеро, в котором плавал, обратившись щукой, карлик Андвари - темный альв, хранивший несметные сокровища. (Очень похоже на приснопамятного Горлума, не правда ли?) Изловив его, Локи потребовал отдать сокровища - и Андвари выдал их, но попытался утаить одно кольцо. Однако обмануть хитрого аса не удалось, тогда Андвари взмолился, прося оставить кольцо, ведь оно ценнее всех остальных сокровищ, вместе взятых, так как может увеличивать богатство. Безжалостный Локи не внял мольбам - и тут Андвари в бессильной злобе проклял кольцо, сказав, что всех его владельцев постигнет бесславная гибель. Локи это не устрашило, он взял кольцо и тоже попытался утаить его при выплате выкупа, но ему, в свою очередь, не удалось обмануть Хрейдмара. Тогда бог повторил заклятие Андвари, сделав кольцо дважды проклятым.
Вероятно, сам Локи стал первой жертвой кольца. Во всяком случае, кончил он очень плохо: разгневанные его проделками боги заточили Локи в Хель, где ему, распятому, должна была вечно плевать в глаза ядом огромная змея. Вскоре за ним последовали и другие владельцы Андваринаут.
Так кольцо пришло в мир, а его хозяев стали называть Нифлунгами (Нибелунгами) - туманными или помраченными людьми. Вскоре Хрейдмар был убит своим сыном Фафниром, возжелавшим кольца и сокровищ. Он укрыл их в пещере, а сам превратился в дракона, чтобы охранять их.
Его брат Регин, страдая от обиды и алчности, задумал месть. Орудием он избрал своего воспитанника Сигурда (Зигфрида), героя из знаменитого рода Вельсунгов. Регин убедил Сигурда, что ему необходимы сердце и печень Фафнира, обладающие огромной колдовской мощью. Для победы Регин сковал Сигурду чудесный меч Грам из обломков оружия его отца Сигмунда. Этот меч некогда сломался, когда Сигмунд пытался отразить им смертельный удар копья самого Одина. (Не правда ли, похоже на историю Андрила - меча, обломком которого Исилдур отсек Саурону палец с кольцом, затем меч был откован заново для его потомка Арагорна, ставшего королем Воссоединенного королевства).
В саге о Вельсунгах Сигурд с помощью этого меча вернул себе отцовское королевство, а затем сразил дракона Фафнира. Приготовляя для своего учителя печень дракона, он случайно облизал пальцы - и стал понимать язык птиц (мотив, весьма расхожий в мифах и сказках), из болтовни которых и узнал, что Регин задумал убийство с целью присвоить сокровище. Тогда Сигурд сам убил Регина. Так все, кто был прямо причастен к ограблению Андвари, отправились в царство мертвых - Хель. Но кольцо продолжало свою ужасную работу.
Умирая, Фафнир не скрыл истории проклятия, но Сигурд или не принял его слова всерьез, или (как и толкиеновский Исилдур) уже находился во власти чар кольца, но он присвоил себе и страшную драгоценность, и другие сокровища.
По дороге от драконьего логова Сигурд наткнулся на двор, окруженный стеной из пламени. Великий герой бесстрашно преодолел эту преграду и увидел прекрасную спящую женщину, облаченную в боевые доспехи. Когда он снял с нее шлем и кольчугу, та пробудилась от сна. Оказалось, что это была валькирия (дева-воительница) по имени Брюнхильд, которую Один за ослушание погрузил в волшебный сон и вдобавок предрек, что она выйдет замуж, став таким образом обычной женщиной. Сигурд влюбился в прекрасную воительницу и обручился с ней, отдав в качестве залога любви кольцо Андвари. От их любовной связи родилась дочь по имени Аслауг.
Но на месте Сигурду не сиделось, и он отправился дальше, в державу Франков, ко двору конунга Гьюки, который в то время готовился воевать с бургундами. Гьюки нужен был такой союзник как Сигурд, и он, опоив героя напитком забвения, приготовленным его женой - колдуньей Гриммхильд, женил его на своей дочери Гудрун, а его сыновья Гуннар и Хегни стали побратимами Сигурда. Тот помог новым родственникам в войне, и все бы шло хорошо, но Гуннар надумал посвататься к Брюннхильд, пригласив Сигурда сватом.
Однако добиться руки валькирии было не легко, ведь для этого надо было пройти испытание - проскакать через кольцо пламени, окружавшее ее двор. Гуннар с этим не справился - и пришлось Сигурду, приняв его облик, вновь преодолевать стену огня, а затем и разделить ложе с Брюнхильд. Правда, там, согласно договоренности с Гуннаром, их разделял обнаженный меч. Однако Сигурд увидел проклятое кольцо Андвари - и вспомнил все.
Вот такие предшественники были у персонажей «Властелина кольца».