Если вы смотрели «Брат-2», вы точно помните Фашиста, приторговывающего оружейными останками Второй мировой. Те, которые «извини, очень быстро разбирают». Как Леонид Броневой внес человеческие нотки в портрет шефа Гестапо Мюллера, Константин Мурзенко несет персональную ответственность за новый «нестрашный» образ «черного копателя». Накануне Дня Победы мы позвонили Мурзенко, чтобы выяснить, как ему удалось такое мощное проникновение в образ.
– Как, по– вашему, ваш Фашист в «Брате-2» – культовый персонаж?
– Нет, конечно. Никакого особенного ажиотажа по поводу Фашиста я не заметил. Балабанов пригласил меня сыграть эту занятную роль, и я согласился. Это просто один день из моей жизни. И персонаж Фашист ушел из нее очень быстро, я не придаю этой роли и вообще этой теме большого значения.
– Тем не менее, персонаж харизматичный. Чего стоит хотя бы фраза: «Бывает…» На душе кошки не скребли играть такого черствого человека? У многих ведь на войне кто– то погиб…
– Это честная фраза. Всем известно, что на войне люди гибнут. Для этого она и придумана. Если бы на войне не убивали, то это была бы не война, а игра «Зарница». Этот человек просто говорит естественную вещь, как если бы он сказал, что небо голубое, а асфальт серый. Все это существует.
– Как вы относитесь к человеку, у которого оружие в руках в мирное время?
– Если у человека есть оружие… Как прекрасно по этому поводу выразился Курт Воннегут, «само существование оружия уже делает нас убийцами». Если оружие есть, оно существует для того, чтобы убивать. Как справедливо высказался какой– то герой Сержио Леоне: «Если пришел стрелять, так стреляй». Если ты с оружием в руках пускаешься в разглагольствования, то умрешь сам.
– А что вы думаете по поводу современных фашистов?
– На самом деле хоть мой герой Фашистом и прозывается, он ничего общего с фашизмом как таковым не имеет, кроме раритетного оружия и винтажной шинели. И не производит он такого впечатления!
– А вы любите фильмы про войну?
– Я люблю хорошие фильмы. Если они про войну… Есть очень хорошие фильмы про войну и очень хорошие фильмы про фашистов. И есть очень плохие фильмы про… балерин, допустим. Я вообще люблю фильмы тихие, камерные. А фильмы про войну обычно шумные, с танками, мой темперамент к такому не располагает.
– И всё же, есть у вас любимые картины про войну?
– Конечно. «20 дней без войны» Алексея Германа.
– Скажите, если вам предложат большую роль в «военном» фильме, вы согласитесь?
– Я выбираю по стилю и по драме. И еще по каким– то вещам, но не по этому критерию. Я не могу так сказать… фильм про войну. Пусть принесут сценарий! В принципе, я не стану отказываться ни от чего, кроме, наверное, жесткого порно.
– Как вы относитесь к людям, которые сейчас пытаются восстановить память тех людей, которые погибли безымянно? К поисковым группам, которые отыскивают останки солдат и возвращают им имена?
– Честно говоря, я никак к ним не отношусь. Я читаю иногда об этом в газетах, но очень мало об этом знаю. Наверное, это кому– то нужно.
Коронные фразы
Фашист: Ну что могу предложить, господа? Пять МП, четыре Вальтера. Все отстреляно.
Данила: Слушай, а откуда все это?
Фашист: Эхо войны»
Данила: А у меня дедушка на войне погиб.
Фашист: Бывает…»
Личные данные
Константин Мурзенко, 1969 г.р. Образование – журналист. Увлечения – занимался дзюдо.
Уже второе поколение кинозрителей считает Мурзенко культовым. Первое – за картину «Мама, не горюй». Второе – за «Мама, не горюй» и Фашиста из «Брата-2».
Работал журналистом (специализация – кино), санитаром на «скорой помощи», диджеем на радио (замечен в пропаганде техно и шансона).
Является автором сценариев к фильмам М. Пежемского «Жесткое время»(1996) и «Мама, не горюй» (1998), С. Виноградова «Упырь» (1997), И. Макарова «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998).
Как актер снимался в фильмах «Брат-2» А. Балабанова, «В движении» Ф. Янковского, «Небо. Самолет. Девушка» В. Сторожева.
В 2001 году Мурзенко снял фильм «Апрель».
Читать эту статью на английском: Konstantin Murzenko: ordinary "fascists" from the "Brother-2"