Афиша

«Киносеанс» на «Винзаводе»

С 4 октября по 6 ноября 2007 года в галерее «Проун» на «Винзаводе» в рамках проекта-инсталляции «Киносеанс» будут представлены оригиналы отечественных киноплакатов 1920-40-х годов выдающихся мастеров этого жанра А. Бельского, М. Длугача и содружества "2 Стенберг 2" (братья Владимир и Георгий Стенберги). Также можно будет посмотреть в режиме нон-стоп и фильмы, для которых они были созданы.

Читайте также:

"Animal ДжаZ": "1:0 в пользу осени"

«Мельница» вызывает духов

Гуру электронной музыки Посфорд предстанет на сцене «Б1 Maximum»

Проект полностью воссоздает атмосферу того времени, погружая посетителей в 1920-40-е года XX века. Художники пытаются найти адекватные новой реальности средства выражения. Изысканность и утонченность формы уступает натиску бурлящей вокруг жизни, сама действительность требует изменения пластической системы. Пафос новаторства, дух радикального эксперимента авангарда проникает во все сферы искусства, в том числе и в искусство киноплаката. Плакатисты стремятся моделировать реальность фильма на бумаге, сопоставляя крупные планы и резкие конструктивистские ракурсы, как режиссеры за монтажным столом. В поисках дополнительной выразительности они заливают плоскости рисунка яркими красками, пока еще недоступными черно-белому немому кино, вводят гротескную гиперболу, нанизывают шрифты на динамичные вертикали, и так создают собственную драматургию.

В 1930-м году жизнь плакатов меняется: данностью для художника становится не динамично развивающееся, требующее творческого вмешательства пространство, а уже как бы созданный мир, застывший в стабильности своих форм. Смена политического курса, постепенное формирование единственно "правильной" художественной системы практически полностью исключает индивидуальное новаторство и формальные эксперименты. Плакаты 1930-х годов отличает сюжетность, достоверность изображения, присутствие крупных портретных планов. Не в последнюю очередь этому способствовало и появление звукового кино. С приходом звука искусство кино приобретает дополнительные свойства и возможности: звучащее слово выводит кинематограф из области чисто визуального искусства, сообщает ему некую "литературность", исчерпывающую повествовательность. И художники-плакатисты быстро реагируют на изменившуюся "киноформу" и тоже начинают активно использовать новые художественные приемы (например, А. Бельский и М. Длугач).

В экспозицию КИНОСЕАНС вошли оригинальные эскизы плакатов как к выдающимся, самобытным фильмам ("Амок" (1927) замечательного театрального деятеля Константина Марджанова, "Дума про казака Голоту" лидера украинской кинематографии Игоря Савченко (1936), "Нашествие" (1945) Абрама Роома, прославившегося еще в 1920-х, не говоря уже об американских комедиях), так и к "средним" фильмам, хоть и шедшим в широком прокате, но оставившим о себе воспоминания только благодаря этой рекламной полиграфии. Некоторые плакаты были созданы к фильмам, ныне и вовсе утраченным. Они превращаются в своего рода артефакты, регистрирующие общие изменения в отечественной культуре XX века. Словно схолии, сделанные в истории кино, киноплакаты отчетливо проявляют дополнительные смыслы и открывают зрителю возможность не только яркого визуального переживания, но и целостного понимания художественного процесса.