Новости

Паломничество в велосипедном седле началось

В 12 часов в подмосковном Софрино старитовал велопробег "Храмы Радонежья", организованный маунтинбайк-школой «БезДна» (руководитель - Максим Гришин) при поддержке Федерации велосипедного спорта России. Информационными спонсорами акции являются интернет-издания "Правда.ру" и Yoki.Ru. Участники велопробега по святым местам получили благословение настоятеля Храма Живоначальной Троицы в Хохлах священника Алексия Уминского. Велопробег проходит по местам, связанным с жизнью, трудами и подвигами Святителя Сергия Радонежского. Маршрут протяженностью 110 км.

Непосредственно перед стартом участники паломничества в велосипедном седле осмотрели Усадьбу Софрино в 2 км от платформы Ашукинская.

Это место известно с XIV века, всё здесь пропитано духом древности, несмотря на то, что от прошлого Софрино осталось немного. Усадьба Софрино по одной из версий была названа в честь царевны Софьи, которая часто здесь бывала. По другой версии, усадьба называлась Сафарино, по фамилии одного из своих владельцев, что подтверждается патриаршей грамотой XVII веке. В 70-х гг. XVII ст. владение числится "государевым селом", а в 1684 году становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П.Салтыкова. Его дочь, Прасковья, вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. В середине XVIII в. имение было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны.

Софрино, благодаря своему статусу и расположению (по пути в Троице-Сергиеву лавру) не раз посещали венценосные особы, а это требовало соответствующего представительства. При Ягужинских здесь существовал каменный дворец в два этажа, с двухскатной деревянной кровлей. Со двора в палаты вело каменное крыльцо с деревянными перилами под навесом. Ко двору примыкал большой сад с плодовыми деревьями, парниками, прудом. Дворец соединялся переходом непосредственно с храмом, построенным в 1691 г., в распространённом тогда "нарышкинском" стиле. Этот прекрасный образец архитектуры, к счастью, сохранился до наших дней.

К 40-м гг. XIX в. вотчина пришла в полный упадок. Сад был запущен, часть деревьев вырублена. Дворец стоял без ремонта: в сводах образовались трещины, крыша прохудилась, окна зияли пустыми глазницами.

Во второй половине XIX в. его разобрали из-за ветхости, а на его месте возвели трапезную с приделом и небольшой колокольней. Обходная галерея на аркадах вокруг Смоленской церкви так же была разобрана.

В подцерковье находиться склеп, в котором покоится прах графини В. Н. Ягужинской. Через открытое окно подклета, в пыльном мраке, можно разглядеть чёрный мраморный саркофаг с золотым теснением.

Совершенные пропорции и изящное наружное убранство ставят это сооружение в ряду лучших архитектурных памятников своего времени. Храм был отреставрирован в 1970-х гг. На данный момент он действует.

Следующая остановка на пути участников пробега - село Талицы, часовня Преподобного Стефана Махрищского.

Часовня построена в середине XIX века и с того же времени принадлежит Свято-Троицкому мужскому Стефано - Махрищскому монастырю. Монах Киево-Печерской Лавры Преподобный Стефан Махрищский жил в XIV веке. Он пришел к Святителю Сергию Радонежскому в его Троицкую обитель, а позже основал в Махрищском лесу свою обитель и стал игуменом.По легенде, от часовни ведет таинственный подземный ход, выкопанный монахом Антонием, который умер в 1827 году, и был похоронен здесь же в часовне. Говорят, что в этой часовне во время стрелецкого бунта прятался юный Петр I.

Долгие годы часовня использовалась под склад, потом ее переделали под жилье. 26 августа 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на восстановление часовни и передал ее Стефано-Махрищскому женскому монастырю. Недавно часовня была отреставрирована. Возле нее вырос монумент новомученице Елизавете - другу семьи Николая II - остававшейся с семьей венценосных новомучеников до последних минут и принявшей смерть вместе с ними.

В момент, когда вы читаете это сообщение, "паломнике в седле" отдыхают на лужайке неподалеку от церкви Вознесения Господня в селе Рахманово.

По преданию, Вознесенская церковь стоит на месте бивуака войска Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре. Направляясь из Москвы в Лавру, преподобный Сергий и паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове.

Церковь Вознесения Господня была построена в 1802 году на месте ранее разобранной деревянной церкви во имя Святого великомученика Димитрия Солунского. Во время революции храм был разрушении и ограблен большевиками, но несмотря на это обстоятельство, практически не закрывался и был единственным действующим в округе до 1988 года. В храме находится уникальная икона - один из древнейших списков образа великомученика Димитрия Солунского, о котором хочется рассказать отдельно.

Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать Димитрия были тайными христианами. Мальчик был тайно крещен и наставлен в христианской вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа.

Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития Метафраст говорит, что он стал "вторым апостолом Павлом" для Фессалоник.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, стали исцелять больных.

Тело Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане похитили его и тайно предали земле.

При императоре Константине Равноапостольном (306-337) над могилой Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи Святого.

Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством Святого Димитрия. Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Yoki.Ru продолжает следить за передвижением "паломников в седле". Следующей остановкой на их пути станет Хотьково.

Другие новости дня