Новости

Велопаломники встали на отдых в Радонеже

Продолжается паломнический велопробег "Храмы Радонежья", организованный московской школой маунтбайкинга "БезДна" при участии Yoki.Ru и "Правды.ру".

Предыдущей остановкой велопаломников, если помните, был город Хотьково. В настоящий момент участники пробега приближаются к Радонежу.

Село Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой "Абрамцево" Северной железной дороги.Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Село со всех сторон окружают небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берез и ольхи. В отдельных местах встречаются группы сосен, края оврагов обрамляет черемуха.

Радонеж был основан в XI веке расселившимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег.

Около середины XII века Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII века в состав великого княжества Владимирского.

После татаро-монгольского нашествия (1237-1240 гг.) княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже.

Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище "Белые боги", в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.

Во второй четверти XIV века Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 году Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова.

Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. В то время княжеством правил Иван Калита и его сын Андрей.

Возможно, прельщенный этими льготами, в 1332 г. в Радонежскую "весь" переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл, отец отрока Варфоломея, впоследствии ставшего великим святителем Сергием Радонежским.

После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, который к тому времени уже был иноком, ушел в глухой Радонежский бор. Братья стали вести самую строгую монашескую жизнь, основали пустынь на берегу реки Кончуры и построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан скоро покинул Варфоломея, принявшего 7 октября 1337 года постриг с именем Сергий. Число иноков стало быстро увеличиваться, так основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал Митрофан, а вторым Сергий.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял преподобного Сергия за его подвижничество, дав совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Монашеская жизнь Преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиреной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества.

Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости, ввиду этого обстоятельства за Сергием закрепилось имя Радонежский.