Новости

Наступает светлое Христово Воскресенье

В пасхальном обращении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II говорится: «Великая радость о победившем смерть Господе Иисусе Христе исполняет наши сердца в день Пасхи. «Приобщимся же все к радости Господа нашего, первые и последние», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Ныне разрушивший ад Христос восстал из мертвых, открыв двери Своего Царствия каждому, кто «отвергнулся себя, взял крест свой и последовал за Ним» (Мф. 16, 24)… Пасха – это праздник вновь свободной человеческой природы, избавленной от уз первородного греха – отступления от Творца».

«Разрушивший ад…» Для того чтобы понять метафизику Пасхи, современный богослов и церковный публицист дьякон Андрей Кураев, чье имя известно не только верующим, предлагает всмотреться в пасхальные иконы.

«Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа, - пишет дьякон Андрей. – Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами "Воскресение Господа нашего Иисуса Христа", а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше - в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона "Сошествие во ад".

Христос на этой иконе держит за руки Адама и Еву, Он готовится извести их из места скорби. Одежды Христа развеваются как после стремительного спуска. «Перед нами - читаем у Кураева, - точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней - в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами».

Древний христианский святитель Григорий Богослов говорил, что только то, к чему прикоснулся Христос, живет, наполняется жизнью - следовательно Христова победа над смертью и адом была невозможна без личного испытания и того, и другого… Для победы над смертью Всемогущий Бог становится смертным. Для этого Он умирает на Кресте, для этого спускается в глубины ада.

Икона "Сошествие во ад" показывает, как совершается победа Христова – не силой, а через максимальное самоумаление Господа. «Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос - не только Воскресший, но и Воскреситель, - пишет дьякон Кураев. - Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть. На этой иконе дан момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом" - такова золотая формула православного понимания человека».

Возможность такой метаморфозы открывается человеку Пасхой, что в переводе означает "переход". "Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим. 6,4-6). "Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем" (2 Тим. 2,11).

Воскресение Христово - это дарованная человеку победа над смертью. Всем знакомые слова «Христос воскресе!» - не просто констатация самого радостного для христиан события земной истории. Это благая весть каждому верующему: ты спасен, будь верен Господу и живи вечно, потому что Его Воскресение "действует в нас" (2 Кор. 4,12).

Может быть, поэтому даже неверующих на Пасху охватывает загадочное и радостное чувство. А всенародная традиция красить пасхальные яйца (символ возрождения, под мертвой скорлупой скрыта новая жизнь) и христосоваться при встрече со знакомыми и даже незнакомыми в России сохранялась даже в те времена, когда религиозность была синонимом дикости и невежества. И почему-то даже неверующие убеждены, что на Пасху всегда бывает ясная, солнечная, весенняя погода.

Христос воскресе!