Политика

Геннадий Зюганов может лишиться миллионного состояния

10 ноября в Савеловском суде Москвы прошли судебные слушания по иску лидера КПРФ Геннадия Зюганова к директору Института проблем глобализации, политологу Борису Кагарлицкому. Поводом для судебных разбирательств стал научно-исследовательский доклад Б. Кагарлицкого "Штормовое предупреждение": коррупция в российских политических партиях", в котором был проведен сравнительный анализ степени коррумпированности оппозиционных политических партий России - КПРФ, "Яблока", Союза правых сил и "Родины".

Руководство КПРФ до такой степени обиделось на Кагарлицкого, вспомнившего все старые грешки компартии и её лидера, что вчинило тому иск на один миллион рублей. Именно такая сумма утешила бы испытывающего глубочайшие душевные страдания Геннадия Зюганова, нанесённые безжалостным борцом с олигархами. Геннадий Андреевич был, по всей видимости, расстроен до такой степени, что не смог лично явиться в суд, чтобы посмотреть в глаза своему обидчику. Впрочем, быть может как раз потому, что Геннадию Зюганову было стыдно смотреть в глаза Борису Кагарлицкому, он побоялся прийти в суд, прислав вместе себя своего поверенного - руководителя юридической службы ЦК КПРФ Вадима Соловьева.

Настроение у юриста компартии было совсем не радостное. Ведь судебные позиции Бориса Кагарлицкого выглядят гораздо предпочтительнее. Дело в том, что авторы доклада в своих выводах основываются на данных материалов из открытых источников, соответственно истец, по идее, должен сначала привлечь к ответственности авторов исходных статей и издания, в которых они были опубликованы, после чего уже предъявлять претензии к Борису Кагарлицкому.

И не случайно Вадим Соловьёв безропотно согласился приобщить к делу оригиналы исходных статей, хотя и выразил сомнение в отношении интернет-версий материалов газет "Версия" и "Родная газета". По словам Вадима Соловьёва, авторы доклада ссылаются именно на газетные материалы, а предоставленные ссылки на сетевые версии изданий не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку зачастую материалы размещённые в глобальной сети несколько отличаются от печатных версий. А после того, как ответчики заверили, что к следующему заседанию ими будут предоставлены ксерокопии "неудовлетворительных" статей, представитель Зюганова выразил полную готовность в случае чего завершить дело мировым соглашением.

Таким образом, компартия расписалась в собственном бессилии. Попытавшись напугать политолога миллионным иском, Зюганов сотоварищи не смогли найти других достойных аргументов, доказывающих их правоту. По мнению Бориса Кагарлицкого, лидер КПРФ фактически сам подставился под удар. Если КПРФ на гребне своей популярности не смогла защитить свою честь и достоинство, то если сейчас опять начать ворошить старое, ущерб может быть гораздо большим. Видимо по этой причине другие партии, попавшие под прицел группы Кагарлицкого, предпочли промолчать, выбрав из всех зол наименьшее.

Не исключено, что предложение КПРФ о мире и согласии продиктовано не только проигрышной позицией в этом деле, но и встречным иском, поданным Борисом Кагарлицким против Геннадия Зюганова. Последний имел неосторожность во время одной из пресс-конференций публично заявить, что доклад Кагарлицкого был сделан по заказу кремлевских политтехнологов, а против его автора возбуждено уголовное дело. Естественно, что Борис Кагарлицкий немедленно обратился в суд с требованием извинений и выплатой компенсации за моральный ущерб в размере миллиона рублей. И судя по всему, Зюганову придётся раскошелиться.

Как рассказал нам сам Борис Юльевич, Геннадий Андреевич не отказывается от своих слов, но оправдывается тем, что был сильно возбуждён и поэтому слегка оговорился. Во-первых, он не обвинял своего оппонента в написании заказного материала, а только предположил такую возможность. Однако, забыл произнести вслух фразу "по моему мнению". Во-вторых, доктор философии совершенно случайно перепутал уголовный процесс с гражданским. В общем, как в том анекдоте про потерпевшего, случайно наткнувшегося на нож 30 раз подряд.

Безусловно, что терять один миллион рублей Геннадию Андреевичу не хочется. Так что вариант полюбовного соглашения между Кагарлицким и Зюгановым, когда никто никому ничего не должен, был бы для лидера КПРФ идеальным. Вопрос в том, согласится ли пойти на мировую сам Кагарлицкий.