Несмотря на то, что термин "синестезия" вошел в обиход научного мира около ста лет назад (а по другой версии уже около трех столетий), этот феномен до сих пор до конца не раскрыт и требует дальнейшего изучения. Интерес к этому загадочному явлению не ослабевает до сих пор. Достаточно вспомнить 20-е годы прошлого века, когда в Германии и США вновь вернулись к открытому вопросу. Вместе с тем ясно одно: синестезия - это в некотором смысле печать не только индивидуализма, но также профессионализма.
«У» - трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
«О» - резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
«О» - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!
А. Ребо
Что же это такое - синестезия? Это, прежде всего, психическое состояние при определенном воздействии на основные рецепторы человека, это межчувственные связи в психике и, наконец, качественная характеристика многообразия внутреннего мира человека. Одним словом, это определенное психическое состояние, когда человеческий мозг соотносит ощущения нескольких органов восприятия и рецепторов. Именно благодаря таким людям, как, например, Кандинский, Бальмонт, Мессиан синестезией всерьез заинтересовались...
СИНЕСТЕЗИЯ (от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, заключающееся в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое.
Таким образом, синестезия находит проявления в различных сферах жизни, в том числе в искусстве: различают литературную разновидность, живописную, музыкальную... И раскрыв натуру творца, доверившего свои работы вкусу зрителя, можно пойти дальше и приблизиться к пониманию самого искусства, вычленив некую универсальную формулу.
Нередко можно услышать, что профессиональный музыкант умеет различать интервалы с помощью языка или различать определенные цвета, а художник способен рисовать собственные картины, доверяясь лишь звукам, для каждого из которых существует свой цвет и даже оттенок. И единственное на сегодняшний день вразумительное объяснение этому явлению принадлежит нейропсихологам.
Кандинский известен как первый художник, работы которого, зачастую поражая своей безусловной абстрактностью, выполнены в свободной форме. Исследователи его творчества отмечают, что индивидуальная манера Кандинского определяется, главным образом, его умением сочетать цветовую гамму с музыкальной разноплановостью, т.е. возникает определенный эффект "цветного слуха". Впрочем, многие склонны видеть в этой особенности известного художника обычную психическую аномалию или, на худой конец, патологическое влечение к аналогиям, которое было запечатлено на холсте. Сам художник, в сою очередь, утверждал, что в своих работах пытался переложить музыкальные ноты в визуальные образы. В манере, родственной экспрессионизму, композитор писал неподражаемые фантомы, связанные не только с собственной музыкой. Ряд работ, как известно, был навеян звуками модерна Арнольда Шенберга.
Наиболее очевидно, пожалуй, феномен синестезии раскрывается у звукорежиссеров, опирающихся, по крайней мере, на некую сюжетную линию отдельных кадров, для которых необходимо подобрать собственный звук.
Примечательно, что сегодня многие деятели современного искусства работают на пересечении многих направлений, исчерпав возможности "чистого" жанра. Настало время более сложных исканий, время нонконформистов, синкретизма ощущений и, конечно, синестезии как выхода за рамки некоторой договоренности.
Читай также на Yoki.Ru: "Загадка кругов на полях: иногда они закручиваются и затягивают... "