Британские ученые

Шаттлы – космические маршрутки

Американский шаттл «Дискавери» 7 ноября завершил свою миссию по модернизации космической станции и приземлился на мысе Канаверел.

В ходе полета космонавты не один раз столкнулись с трудностями и разбирались с техническими неполадками. В основном, проблемы возникали с самой станцией, на которой они пытались развернуть солнечные батареи. То они не разворачивались в нужную сторону, то на их покрытии обнаруживались механические повреждения. Однако, не только недостроенная космическая станция вызывала беспокойство в ЦУПах, но и сам шаттл, на котором космонавты и отправились на орбиту. Дело в том, что довольно часто приходили сообщения о том, что у шаттла наблюдаются проблемы с огнеупорной обшивкой, но, в итоге, его экипажу удалось вернуться целым и невредимым.

Судя по всему, ситуация с шаттлом станет действительно последней каплей в чаше терпения NASA . К 2010 году их окончательно перестанут выпускать и летать на них в космос. Так что теперь основная нагрузка в вопросах космических полетов теперь ляжет на РОСКОСМОС, которому придется почти полностью взять на себя изготовление космических кораблей. Наверное это и в самом деле вернее всего, так как американские шаттлы, по сути, давно уже стали своеобразными космическими «маршрутками», рискующими развалиться в любой момент, плюс, NASA действительно довольно долго использует их, как это было, например, с шаттлом «Колумбия», собранном в конце 70-х годов прошлого века. Машина совершила свой первый полет в 1981 году, после чего была подвергнута более чем 50 модификациям, а в 1991 году, после очередного вылета, была отправлена на завод-изготовитель для ремонта. В общей сложности, «Колумбия» летал до 1999 года, будучи отремонтированным в 1994. А 28 февраля 1999 он совершил свой последний полет, потерпев крушение во время посадки, обернувшееся гибелью всего экипажа.

В общей сложности, за всю историю космической программы США, было построено шесть шаттлов, пять из которых вышли в космос, а два погибли. Самый первый из них, «Энтерпрайз», названный в честь космического корабля из культового в Америке телесериала «Звездный путь», так и не был использован для выхода на орбиту, предварительно совершив 17 испытательных полетов.

Также печальная участь постигла шаттл «Челленджер», чье строительство началось в том же 1975 году, а первый вылет был проведен в 1982 г. Спустя четыре года после первого запуска он потерпел крушение, совершив за свое недолгое рабочее существование 10 вылетов.

Все же, видимо, основная ошибка американской космической программы кроется именно в многоразовости шаттлов. А также непозволительно долгих строках их эксплуатации. Все же два черных пятна в истории американской космонавтики- это действительно много в таком вопросе. В среднем, шаттлы эксплуатируются около 30 лет, что с учетом таких нагрузок и бешенного износа при полетах в космос, чересчур много. По идее, раньше в адрес русской техники слышались комментарии «о, боже, как они на этом ездят, летают и т.д.?» В вопросах космических полетов ситуация совершенно иная. Конечно же, речь идет не о том, что, мол «вот тут-то Россея вас и обставила!», а о каком-то не слишком адекватном ведении дел в вопросах космической программы.

В свое время по поводу российской космической станции «Мир» проезжались на тему ее слишком долгого использования. А если посчитать, то существовала она в космосе с 1986 года до 1999 г. Не так много, по сути. Учитывая еще и тот факт, что она была одноразовой и, в итоге, была уничтожена.

Пока РОСКОСМОС потихоньку монополизирует ниву космических полетов, Америка разрабатывает альтернативу шаттлам. Ею должна стать первая ласточка, пилотируемый космический корабль «Орион», что разрабатывает для NASA группа компаний во главе с Lockheed Martin . Он будет существенно отличаться от устаревших шаттлов хотя бы отсутствием крыльев и новым способом приземления – с помощью парашюта. Доставлять в космос «Орион» будет специально разрабатываемая NASA ракета «Арес». Как заявил президент США Джордж Буш, после бесславной кончины «Колумбии» в 2003 году, Америка планирует пересмотреть свою космическую программу от и до. К примеру, в приоритет теперь будут возведены не выходы на околоземную орбиту, а полеты на другие планеты солнечной системы. В первую очередь на Луну и Марс.

Остается только порадоваться тому, что эра шаттлов, наконец, закончится к 2010 году, а их первый сменщик, возможно, отправится в космос в 2014 году. Будем надеяться, что «Орион» Америка не будет использовать до 2057 года.

Григорий Туманов