Политика

Парад президентов

Говорят, что французский президент Шарль де Голль начинал каждое утро с того, что просматривал свежие газеты в поисках карикатур на себя. И однажды очень расстроился, не найдя ни одного художественного пасквиля. "Значит, народ перестал меня любить!", — огорчённо заметил генерал и ушел в глубокий запой. Судя по огромному количеству остроумных замечаний и язвенных шуток в адрес российского президента, нескончаемым потоком лившихся во время презентации книги "Бизнес Владимира Путина", последнему на отсутствие народной любви не придётся жаловаться ещё очень долго.

Собрание сочинений двух политологов - матёрого Станислава Белковского и считающегося ещё "зелёным" Владимира Голышева, - включало в себя статьи двух уважаемых авторов, посвящённых, как можно догадаться из названия, президенту России Владимиру Путину. К организации мероприятия его инициаторы подошли с почти пионерским, я бы даже сказал КВН-овским, задором. А потому ни зрителям, ни почётным гостям скучать не пришлось. Гости, надо признать, были все как на подбор. А потому никто не заметил ни отсутствовавшего Гарри Каспарова, ни Виктора Алксниса, ни подошёдшего уже к самому концу фуршета Ивана Старикова, ни других замечательных персонажей российского политбомонда.

Первым "звёздным" персонажем, пробудившим фоторепортёров от травли анекдотов, стал лидер НБП Эдуард Лимонов, по обыкновению явившейся с целым отрядом телохранителей, подозрительно поглядывавших на всякого, кто приближался к венценосной персоне. А затем затворы фотоаппаратов щёлкали практически без перерыва, запечатлевая для истории прибывающих новых гостей: лидера РНДС Михаила Касьянова, главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова, экс-лидера "Родины" Дмитрия Рогозина, экономиста Михаила Делягина... И лишь скромно сидевший практически с самого начала Гейдар Джемаль был отнесён журналистской братией к героям второго плана. За столом президиума тем временем материализовались авторы книги, ответственный за печатно-переплётный процесс главный редактор издательства "Ультра-Культура" Илья Кормильцев и ведущий праздничной церемонии писатель Михаил Веллер. И началось...

Автор большинства текстов культовой рок-группы "Наутилус Помпилиус" Илья Кормильцев поспешил объяснить достопочтенной публике, почему его издательство, специализирующееся "на таких запретных и возбуждающих воображение темах, как международный терроризм, наркотики, психотропное оружие, неортодоксальные религиозные и сексуальные практики" решило в этот раз пойти навстречу Станиславу Белковскому, хотя ранее отказало печатать книгу лидера НБП "Лимонов против Путина". "Мы пришли в выводу, что президент Владимир Путин стоит в одном ряду с темами, которые мы публикуем в этой книге", - сказал революционно-настроенный издатель, выразив надежду, что это книга станет первым надрезом, подобно тому, как это делают торговцы на рынке, чтобы посмотреть, что у этого арбуза внутри. Образ оказался настолько ярким, что выступавший позже Александр Проханов развил мысль. "Вот ребята, вы взрезаете арбуз, а там дыня. Внутри дыни — картофельный клубень. Из клубня вылетает утка, из утки выплывает щука, щука роняет из пасти яйцо, вы хватаете яйцо, надеясь найти там иглу, а вместо неё обнаруживаете радугу, которая улетает в небеса", - огорошил Проханов Кормильцева, надеяющегося, что вместе с разрезанием арбуза, закончится и эпоха Путина. В общем, о литературе на этом разговор отставили, перейдя к конкретным политическим реалиям, умещающихся в один простой вопрос: "кто будет следующим президентом?".

Потенциальных кандидатов на пост руководителя российским государством, по версии С. Белковского, оказалось более чем достаточно. И почти каждый из них представлял собой какую-нибудь угрозу.

Первой и самой главной, стала угроза "оранжевой" революции. "И в зале присутствует человек, который является кандидатом в президенты России от этой страшной угрозы", - промурлыкал Белковский, приглашая к микрофону Михаила Касьянова. Бывший премьер-министр, привыкший выступать перед несколько другой аудиторией, оказался в затруднительном положении, в чём сразу же и признался. "Я первый раз в таком необычном мероприятии участвую, - смущённо сказал он. - Но жизнь меняется и приходится все осваивать заново", - извинился Михаил Касьянов перед слушателями, после чего рубанул сплеча. "Мне представляется, что публицистика сегодня является важнейшим из искусств", - заявил кандидат в президенты от оппозиции, пояснив, что лично он ничего не понимает в том, о чём говорят по телевизору, поэтому остаётся одно - воспринимать историю через яркие образы. Но тут же сказал то, от чего лица творцов слегка приуныли: "Надеюсь, что в ближайшем будущем мы политику изменим - она станет скучной и у наших уважаемых авторов не будет возможности тренировать своё перо", - заявил Касьянов и, подумав, что его могут неправильно понять, пообещал, что в случае его прихода к власти, все публицисты могут смело продолжать критиковать Путина.

Станислав Белковский облегченно вздохнул, и пригласил к микрофону представителя новой угрозы - "красно-коричневой". Слегка подзабытый журналистской братией Дмитрий Рогозин как всегда был свеж и оптимистичен. "Я хочу сказать, что, в отличие от Касьянова, не являюсь кандидатом в президенты, - сразу же поспешил отказаться от авансов, выданных ему политтехнологом. - Вообще сижу дома, починяю примус, никого не трогаю, и появился здесь только потому, что считаю, что природу вещей и мир в политике изменяют только великие ораторы, а вовсе не великие писатели", - сказал Дмитрий Олегович и зачем-то покосился на Лимонова. И, чтобы окончательно добить писателей, добавил: "Однако если ораторам не дают говорить, им приходится писать книги, поэтому я присутствую здесь как начинающий писатель, который завершает своё первое творение", - пояснил Дмитрий Олегович.

Поговорив о нелёгкой судьбе оратора-литератора, неформальный лидер "Родины" обратил свой взгляд к грядущим перспективам. "Я думаю, что есть вещи, объединяющие и сторонников либеральной идеи, и идеи патриотической, национальной", - торжествующе произнёс Рогозин и, почему-то, выразительно посмотрел на Касьянова. После этих двух месседжей, оратор посчитал свою задачу выполненной и, сделав реверанс в сторону устроителей мероприятия и аудитории, которые обязательно должны одержать верх над трусливой властью, закончил своё выступление.

Первую тройку носителей главных угроз замыкал "гламурный фашист" Эдуард Лимонов. Эдуард Вениаминович также поспешил откреститься от лавров кандидата в президенты, взяв на себя роль змея-искусителя. "Я подстрекатель! Я много лет подстрекаю за то, чтобы у оппозиции был общий кандидат в президенты, - обозначил своё политическое кредо лидер Национал-большевистской партии и, выдержав небольшую паузу, добавил: "И если им станет Михаил Касьянов, то он имеет большие шансы, чем кто бы то ни было". После этого, посчитав свою подстрекательскую миссию выполненной, Лимонов пропел осанну Станиславу Белковскому, за которым, по его словам, следит уже целых семь лет. И похоже, что слежка увенчалась успехом. По слухам, Лимонов ездит на "кадиллаке", принадлежащим Белковскому, живёт в его квартире и периодически стреляет деньжат. Раздухарившись, Эдуард Вениаминович, ненароком раскрыл ещё одну тайну Белковского, громогласно поинтересовавшись, хватает ли тому двух телохранителей?

Вторую тройку лидеров по угрозам открыл носитель "имперского мышления" Александр Проханов. "Михал Михалыч, я бы предостерёг вас становиться президентом так быстро, иначе вы станете объектом внимания едких и опасных публицистов, - без всяких предисловий начал свою речь Проханов, обращаясь к Михаилу Касьянову. - Стоит вам войти в кремлёвский кабинет, как через полгода появится 12 романов, в которых вы так или иначе будете фигурировать. Так что выбирайте - либо быть респектабельным гражданином, либо прототипом романа", - завершил свой приветственный спич Проханов, несколько смутив своей прямотой лидера РНДС. После этого, посчитав свою задачу выполненной, Александр Андреевич вернулся в родную стихию, приступив к разбору личности Путина, которого он считает персоной в высшей степени метафизической.

"Угроза иждивенческих настроений опасна тем, что постоянно находит талантливых идеологов и проповедников, которые морочат нам голову тем, что мы должны от государства что-то получить, хотя давно известно, что население больше, чем 50 миллионов человек в России не нужно", - представил носителя новой угрозы Михаила Делягина Станислав Белковский. Председатель идеологического совета партии "Родина", в отличие от предыдыщих ораторов, от добрых слов в адрес своих коллег воздержался, сразу же перейдя к критике действующего президента. По мнению известного экономиста, страшно не то, что Путин может "хапнуть бабла и свалить", в том, что он, при выполении первого условия, может остаться. "Вот нам нужно бороться не с желанием срубить денег, а с желанием остаться", - с улыбкой чеширского кота поставил перед оппозицией задачу-минимум Делягин.

Оставшиеся две угрозы - "исламского экстремизма" и "вторжения литераторов в политику" - прошли без особого ажиотажа и ведущие презентации, почувствовав, что обсуждение уходит от заданной темы в сторону столов с угощениями, объявили о начале третьей, заключительной части официального мероприятия - раздачи слонов. То бишь к выдаче так называемой "Путинской премии" авторам, "чья беззаветная любовь и преданность президенту РФ не вызывает абсолютно никаких сомнений". Премия вручалась в четырех номинациях: публицистика, журналистика, тележурналистика и "охранительство". Для определения победителей всем присутствующим были розданы анкеты с именами номинантов. Однако Белковский сразу же предупредил, что результаты голосования определены заранее. И, что удивительно, не соврал. Призы, полученные победителями, точь в точь отражали "заслуги" вышеуказанных авторов. Так, например, Алексей Чадаев был награждён курицей и билетом до Урюпинска, куда, в своё время, и направлялся. Телеведущего Михаила Леонтьева отметили газовой горелкой, а публицисту Егору Холмогорову "за особый вклад в теорию управления долгами" вручили пачку контрацептических изделий и накладную бороду "для разгона гей-парадов".

И уже потом, во время дружеского пиршества старых и новых знакомых вдруг подумалось, что нет никаких кандидатов от оппозиции. Нет кандидата в президенты Рогозина, а есть "начинающий писатель, починяющий примус на даче". Нет кандидата Лимонова, а есть побитый жизнью бывший писатель, скатившийся до уровня штатного пропагандиста. Нет даже кандидата Касьянова, а есть бывший чиновник, своими судорожными действиями больше напоминающий выброшенную на берег большую рыбу. И может быть прав Проханов, уверенный, что "в пятой империи найдётся место всем президентам - и президенту Путину, и президенту Касьянову, и президенту Рогозину... Это будет парад президентов - но император будет один!".

Игорь Кулагин