Политика

Смерть, нефть и "тайные агенты Кремля"

"Российский олигарх опасается за свою жизнь". "Бизнесмен-репатриант опасается нападения агентов Путина". "Путин готовит ликвидацию Леонида Невзлина в Израиле". Вот такими заголовками пестрели вчера сайты израильских СМИ, повестующих об ужасной судьбе бывшего совладельца компании ЮКОС Леонида Невзлина.

Первоисточником выступила израильская газета "Маарив", которая, ссылаясь на информацию, полученную от телохранителей Леонида Невзлина, сообщала о том, что в последние недели российская Служба внешней разведки (СВР) активно пытается подобраться к нему и двум его партнерам, чтобы собрать информацию, которая может быть использована для его физического устранения. По информации издания, узнав о злодейских планах российских спецслужб, Леонид Невзлин перевёл охрану в режим боевой готовности, не забыв поставить в известность прессу. Журналисты же, не откладывая дело в долгий ящик, тут же связали заявление Невзлина с убийствами бывшего российского разведчика Александра Литвиненко, журналистки Анны Политковской, и даже смерть корреспондента газеты "Коммерсант", погибшего при довольно загадочных обстоятельствах и вину за смерть которого, как и в первых дувух случаях, тут же возложили на Путина.

Леонид Невзлин, в отличие от своего компаньона Михаила Ходорковского, отбывающего срок в Краснокаменской колонии, довольно неплохо устроился в Израиле. Время от времение его, конечно, тревожили и российская Генпрокуратура, направлявшая запросы израильскому правительству с просьбой выдать Невзлина, и местные правозащитники, в свою очередь атакующие органы власти с требованием избавить землю обетованную от преступника, обвиняемого в совершении ряда особо тяжких преступлений, в том числе и организации заказных убийств, но деньги делали своё дело и Леонид Невзлин, в общем-то, чувствовал себя вполне комфортно.

Единолично распоряжаясь наследством Михаила Ходорковского, Леонид Невзлин не только обеспечил себе прочные тылы в Израиле, в одночасье став одним из самых щедрых меценатов и благотворителей, но и попытался развернуть свой собственный бизнес.

В конце февраля принадлежащая Леониду Невзлину израильская компания "Israel Petrochemical" прикупила 11,5% акций Хайфского нефтеперерабатывающего завода. Помощник беглого российского олигарха Эрик Вольф, отвечая на вопрос о возможных противодействиях со стороны политических противников Невзлина, сказал: "Мне неизвестно о каких-либо препятствиях со стороны израильских спецслужб".

Со стороны спецслужб Леониду Невзлину и Ко, быть может, и нечего было опасаться, а вот коллег по бизнесу, также участвующих в приватизации нефтяного гиганта, опасаться стоило. В первый же день после выхода на Тель-Авивскую биржу котировки Хайфских нефтеперерабатывающих предприятий (БАЗАН) обрушились на 15%, в результате чего финансовая группа Офер-Федерман, которой удалось выкупить 46% акций НПЗ, потеряли на сделке 100 млн долларов. Как говорится, с кем не бывает. В бизнесе от взлётов и падений никто не застрахован. За исключением случаев, когда известен виновник финансовых катастроф.

Финансовые аналитики, анализируя причины столь резкого падения котировок акций, предположили, что как минимум косвенным виновником биржевого краха стал беглый российский бизнесмен, репутация которого была изрядно подмочена не только в России, но и в Израиле. Стиль ведения бизнеса Леонидом Невзлиным в России не изменился и после его переезда на "историческую родину". Так, израильские правозащитники несколько раз задавались вопросом о том, как российский гражданин, прибывший в Израиль в качестве туриста, в довольно короткие сроки получил израильский паспорт, минуя такие обязательные процедуры как, например, получение права на жительство.

Разумеется, что после того как стало известно о том, что Леонид Невзлин стал совладельцем Хайфского нефтезавода, у многих возникли сомнения относительно чистоты свершившихся сделок, что, возможно, и стало причиной падения котировок акций. А после того, как Управление ценных бумаг начало расследование всех обстоятельств случившегося, всерьёз встал вопрос об аннулировании результатов конкурса. Естественно, что в этом случае убытки акционеров будут исчисляться весьма круглыми цифрами. И трудно будет винить израильских бизнесменов, решивших рассчитаться с Невзлиным нетрадиционным для цивилизованного бизнеса способом.

По всей видимости, узнав о грозящей ему опасности, г-н Невзлин решил опять перевести всё на политические рельсы, заявив о грозящей ему опасности со стороны "агентов Кремля". После этого, видимо, он вполне может затребовать и дополнительную охрану от государства, и объявить себя жертвой политических репрессий, и т.д, и т.п.

Эта тактика, впрочем, широко используется отечественными бизнесменами от оппозиции: как только их тёмными делишками начинают интересоваться правоохранительные органы, как тут же следуют заявления о преследовании по политическим мотивам. Можно сказать, что таким образом бизнес нашёл ещё один способ обходить законодательные нормы. И это политическое прикрытие, возможно, позволит российской оппозиции заключать контракты с представителями мелкого, среднего и крупного бизнеса.

Дмитрий Носов