Ряд депутатов Европарламента обратились к президенту Европейского совета Херману ван Ромпею и главе Еврокомиссии Жозе-Мануэлю Баррозу, а также к еврокомиссару по внешней политике Кэтрин Эштон с призывом поднять тему выборов на саммите Россия-ЕС, который пройдет 14-15 декабря. Свою просьбу европарламентарии сопроводили резолюцией, призывающую к проведению новых выборов в Госдуму РФ.
Принимая во внимание предварительные выводы осуществлявших наблюдение за парламентскими выборами в Росс Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), авторы резолюции посчитали необходимым тщательно расследовать все случаи электоральных нарушений и провести новые выборы с участием всех, в том числе и незарегистрированных, оппозиционных партий.
Инициатива появления этого документа принадлежит постоянному партнёру Российского народно-демократического союза, возглавляемого Михаилом Касьяновым, Альянсу либералов и демократов за Европу (ALDE). Члены этой европейской партии (такие как, например, Кристина Оюланд и Ги Верхофстадт) являются последовательными критиками российской власти и столь же ревностными поклонниками узкой группы российских оппозиционеров в лице всё того же Касьянова, Бориса Немцова и иже с ними.
О том, что парламентские выборы в России будут нелегитимными евродепутаты из ALDE заявляли ещё за несколько месяцев до их проведения. Не стали откладывать они констатацию этого "факта" и после окончания дня голосования, уже 5 декабря заявив, что "результат выборов отражает политическую ангажированность в современной России, где правящая элита дает народу лишь обманное впечатление какой-либо свободы выбора". "Европейский союз должен занять ясную позицию в отношении несправедливых выборов, чтобы придать российским гражданам смелость требовать уважения прав человека и гражданских свобод, следования принципам демократии и правового государства", - заявила тогда Оюланд.
Об этом же вышеозначенные европарламентарии говорили и на состоявшейся 13 декабря в Страсбурге совместной с Михаилом Касьяновым пресс-конференции. "Наша оценка четкая: семь партий были искусственно отобраны для выборов, а остальные не допущены, потому выборы не свободны", - заявил Касьянов. "Как относиться к России в будущем как к члену международных организаций, если права граждан продолжают нарушаться, а выборы не являются свободными и честными?" - вторила ему Оюланд.
Каким образом авторам проекта резолюции удалось европолитиков не только уделить ей внимание, но и принять с предложенными формулировками, остается полной загадкой. По крайней мере, отсылки на отчёты миссии БДИПЧ не выдерживают никакой критики. Тем паче, что в докладе международных наблюдателей от БДИПЧ был соблюден некий баланс между фиксацией нарушений и выводом, что в целом, "основные принципы проведения выборов соблюдались повсеместно", а их проведение "было хорошо организовано". С другой стороны, представители БДИПЧ были не единственными международными наблюдателями на прошедших выборах, однако европарламентарии их оценки проигнорировали.
"Насколько я понимаю, материалов, развернутых докладов европейских наблюдателей, подтверждающих данные о таких нарушениях, которые давали бы основания для перевыборов, на руках у европарламентариев нет. В отчетах БДИПЧ ОБСЕ, положим, делается акцент на таких недостатках, как дефицит политической конкуренции, или сращивание аппарата "Единой России" и государственного аппарата, но не на фальсификациях самого голосования. А основанием для перевыборов могло бы служить именно это", - считает политолог Михаил Ремизов.
Так или иначе, но Европарламент наступил на что-то очень дурно пахнущее.
Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в интервью "Правде.Ру" принятие этой резолюции воспринял достаточно спокойно, поскольку "это мало что меняет". "Во-первых, резолюция посвящена саммиту и принимается в день начала саммита (Россия-Евросоюз - прим.). С точки зрения даже элементарной логики странно - правда, это делает так не в первый раз Европарламент - то есть не дожидаясь итогов саммита (публиковать резолюцию). Второе, что я могу сказать - резолюция Европарламента, как правило, напоминает нечто механическое или "салат" из позитива, негатива, нестыкующихся с собой элементов и так далее. В этом случае тоже. Потому что перед пунктом, где эта поправка (о новых выборах - прим.) идет пункт, где (есть) призыв к повторному голосованию - но только там, где имели место нарушения. Так что какой из этих пунктов считать более важным - это на совести каждого", - отметил Владимир Чижов. Что же касается юридической силы резолюции, то она, по словам эксперта, нулевая. "Резолюции Европарламента не имеют обязательного характера для исполнительных структур Евросоюза", - подчеркнул Чижов.
"Европарламент - это специальный институт для дебатов - своеобразная дискуссионная площадка, где не принимается никаких серьезных решений. А громкие заявления вообще характерны для евродепутатов. Тут не на что реагировать. Если кого-то распирают эмоции может отреагировать, но никаких практических последствий после резолюции Европарламента не будет" , - более наглядно объяснил смысл происходящего главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
Так что, если скучающим европарламентариям захотелось подбодрить российских оппозиционеров, которые после успеха митинга на Болотной 10 декабря вновь сконцентрировались на выяснении отношений между собой, это им удалось. На большее сия цидулька и не претендует.