Политика

"Спиз...или, бл...ди"! "Другая Россия" начала подготовку к президентским выборам-2008

Президентская кампания 2008 года в России может стать для лидеров оппозиционной коалиции "Другая Россия" самым удачным бизнес-проектом за всю историю существования этой организации. По самым скромным подсчётам, на выборах президента России лидеры оппозиции могут заработать около 100 миллионов долларов.

С самого начала своей деятельности лидеры "Другой России" провозгласили: на выборах президента в 2008 году оппозиция выдвинет единого кандидата. Буквально сразу же было объявлено и имя этого кандидата - отставной премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По прошествии нескольких месяцев ситуация изменилась. Как оказалось, во-первых, далеко не все участники коалиции готовы поддержать экс-премьера, во-вторых, наметились серьёзные разногласия между играющего роль оппозиционного барина Касьяновым и осуществляющим реальное управление всем проектом "Другой России" Гарри Каспаровым. Конфликт усугублялся ещё и тем, что спонсоры "другороссов" выделяли средства на продвижение, как и заявлялось изначально, одного кандидата, что и вызывало обиду в штабе Каспарова: всю работу делают они, а деньги и слава уходит к коллегам-конкурентам. Сыграло свою роль и то, что, как уже было сказано выше, перечисляемые суммы выделялись из расчёта исключительно на одного (!) кандидата, на одну кампанию.

В частности, неподдельное возмущение у оппозиционеров вызвали суммы, выделяемые Борисом Березовским: 1,5 миллиона долларов на "оранжевую" революцию-2, 2 миллиона всё тех же вечнозелёных единиц на проведение "Марша несогласных", порядка 3 миллионов на работу со СМИ. Едва ли не все оппозиционеры были единодушны в своих оценках: этих денег не хватит вообще ни на что. "Очень мало.

Это бессмысленные цифры – это деньги, брошенные на ветер", - считает политолог Марк Урнов. "Могу экспертно сказать, что если речь идет о полутора миллионов долларов на "оранжевую революцию -2", то эта сумма вообще ни на что не в состоянии повлиять", вторит ему депутат Госдумы Владимир Рыжков. Крик души оппозиционеров понять можно: даже на эти деньги можно устроить небольшой переворот, но совершенно невозможно получить свой процент за проделанную работу.

В итоге, было решено кардинально изменить тактику. "Оппозиция должна выдвинуть несколько кандидатов, но все они должны поддержать программу, разработанную "Другой Россией", - объявила новые правила игры политтехнолог "Другой России" Марина Литвинович. - Чем больше будет кандидатов - тем лучше, тем больше возможностей для маневра и меньше риска, что никто из кандидатов не дойдет до регистрации", - объясняет она смысл нововведения. "Будет Касьянов, будет Геращенко, будет еще один кандидат, а может и два. Должен быть выбор, должен быть маневр", - добавляет она. И работа закипела. Выступил с соответствующим заявлением бывший глава Центробанка Виктор Геращенко. На очереди бывший клиент Марины Литвинович по довыборам в Госдуму по Университетскому округу столицы писатель-сатирик Виктор Шендерович. Ведутся переговоры и с другими оппозиционерами.

Между тем, сторонники "Другой России" явно не поняли зачем оппозиции два, три и более кандидатов. "Распылится протестный электорат на 3-4-5 процентов каждому из "других" кандидатов, а мы во втором туре поимеем выбор между двумя преемниками... логика выдвижения группы кандидатов от оппозиции в корне ошибочна: если выдвигается несколько кандидатов, они никак не могут поддержать общую программу, ибо сами идеологические установки у них разные, и неискренность заявлений о единстве будет очевидна всем, и более того, если выдвигается несколько кандидатов, то бренд мировоззренческой альтернативы путинизму будет распылен не только между ними всеми, но и между ними и подставными кандидатами от контролируемой оппозиции... Тактика кажется оправданной, но и немного стрёмной всё-таки: чтобы кто-то из Других дошёл до второго тура, надо не растерять голоса в первом. Уже сейчас в сообществе началось голосование по нескольким кандидатурам. А каково во время реальных выборах-то будет определиться?...", - примерно так отреагировали посетители интернет-блога Марины Литвинович на её предложение.

Для политолога, председателя совета директоров "Бакстер-групп" Дмитрия Гусева также очевиден тот факт, "что выдвижение нескольких кандидатов от одного центра оппозиции - это заведомо проигрышная тактика". "Несколько кандидатов будут раздирать один электорат. Даже если они потом снимут всех в интересах одного, то определенная часть голосов все равно потеряется", - поясняет он. Председатель Исполнительного Комитета ДПР, директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов уверен, что "чем больше будет кандидатов, тем больше есть возможности привлекать под них финансовые средства".

Марина Литвинович, за плечами которой не одна избирательная кампания, думается, прекрасна знакома с методикой грамотного "освоения" бюджета. Кстати, примечательно, что признанными мастерами освоения выделяемых средств являются как раз политтехнологи от оппозиции. Если вспомнить провальный для демократов 2003 года, то анализируя причины неудач "правых", внутренняя комиссия СПС, (т.н. группа Ремчукова) пришла к неутешительному выводу – до 2/3 предвыборного бюджета партии были разворованы. При этом, официальный избирательный фонд у СПС был крупнейшим среди всех участников выборов и равнялся 215 миллионам рублей, из которого было потрачено 204 млн.рублей.

Что касается предстоящей президентской избирательной кампании, то, учитывая ставку "Другой России" на нескольких кандидатов, общая сумма предполагаемого бюджета может оказаться более чем значительной. По словам Вячеслава Смирнова, только одна процедура регистрации может обойтись кандидату в 5 миллионов долларов. Но сэкономить можно уже на этом этапе. Например, при сборе подписей.

"В смету пишут, например, 20 рублей за подпись, а в реальности исполнителю выплачивают 10. Проводишь опрос исполнителей – отвечают честно – нам давали по 10. Заглядываешь в смету – написано 20, листаешь отчетность – расход 20. Где спрашивается еще 10 рублей? А когда кандидатов два, или как утверждает Литвинович, "чем больше, тем лучше"? А собрать нужно каждому кандидату около двух миллионов подписей. 10 рублей, сами понимаете, в таких раскладах превращаются в очень солидные суммы. А чтобы не отчитываться ни за подписи, ни за потраченные деньги штаб подвергается "разгрому спецслужбами", аресту, опечатыванию и так далее, - рассказывает эксперт-аудитор политических кампаний Андрей П. - Помните, например, историю с "налетом" на штаб Ирины Хакамады, которым командовала Марина Литвинович? А потом все, включая кандидата, удивлялись, где же деньги Леонида Борисовича? По самым грубым прикидкам, только на подписях для Рыбкина и Хакамады "ушло в сторону" от 2 до 4 миллионов долларов".

Есть и другие технические возможности честного "распила" бюджета. Это и, в условиях продвижения нескольких кандидатур, использование одной команды сборщиков подписей на всех кандидатов, хотя в отчётах у каждого кандидата будет свой штаб. "Не удивляйтесь, если обнаружится, что в обоих штабах работали одни и те же люди, то есть одна команда вместо двух, трёх и более без ведома спонсоров будет распоряжаться всеми бюджетами", - поясняет Андрей П. Это может быть и использование электронных баз данных вместо собирания подписей реальных людей. Не стоит забывать и о том, что, на работу штаба кандидата ещё до начала предвыборной кампании требуется порядка 100 тысяч долларов в месяц не считая миллиона долларов премиальных. И это только начало. По словам Вячеслава Смирнова, сама избирательная кампания, независимо от результата, может обойтись в 20 миллионов долларов. При этом, на каждого кандидата скорее всего будет затребована одинаковая сумма.

"Казалось бы, оппозиция делает одно дело – смещает режим и так далее, - говорит Андрей П. - Оптимально это должно было выглядеть так: единый штаб, условно говоря не за 2 рубля, а за 1,5 рубля обеспечивает работу двух кандидатов, вроде работы на полторы ставки. Это и для спонсора понятно - на основного выдвиженца сил и средств больше уходит, а на дублера кандидата много меньше. Он всего лишь страхует и его акции не основные, а в случае чего весь ресурсный потенциал концентрируется все равно у одного. Однако, там где воруют, стараются тратить одинаково на обоих. Помяните мое слово, что "Другая Россия" оценит в сметах всех кандидатов одинаково. То есть кампания, например, Геращенко, будет по их сметам стоить ровно как кампания какого-нибудь неизвестного, решившего попытать счастья. И вот вам сто тысяч, например, листовок Геращенко и сто тысяч листовок темной личности. Количество одинаковое, но оно не принесет одинакового эффекта, зато деньги будут потрачены равнозначные, в угоду хитрым составителям сметы". И не факт, конечно, что будет распечатаны именно заявленное количество агитпродукции.

"Если идёт поток наличных, то особо нечистоплотные товарищи могут положить себе в карман порядка половины суммы, - считает Вячеслав Смирнов. - Но при этом надо понимать, что ещё не один политтехнолог не воровал столько денег - за это убивают". "Хотя, в любом случае в никуда обычно утекает порядка половины бюджета", - добавляет он.

Что же касается исхода избирательной кампании, то её результат можно предсказать уже сейчас: все кандидаты благополучно проваливаются, а вину за их поражение оппозиция возлагает на власть, "не допустившую проведения честных выборов". Впрочем, с другой стороны, иного выхода для "Другой России" нет. Сейчас внутри самой коалиции нет того заветного диалога о котором, так много говорил лукавый Гарри Каспаров. А нет диалога – нет и обещанной программы "национального согласия" и всего того, что с этим может быть связано. Но зато есть жесточайший конфликт интересов и амбиций "бывших", и, как следствие, понимание грядущего провала.

Несколько месяцев назад объявивший себя кандидатом в президенты Виктор Геращенко заявил: "Спи..дили, бл..ди", имея в виду тех, кто, по его мнению, обанкротил оставшийся после отошедшего от дел Михаила Ходорковского ЮКОС. После избирательной кампании 2008 года Гераклу, похоже, вновь придётся договариваться об эфире на "Эхе Москвы" с озвучиванием того же самого тезиса. Но на этот раз персоналии «бл..дей» будут совершенно "другими".

Дмитрий Носов