Политика

Оборотни в КПРФ: главный редактор КПРФ.ру писал антикоммунистические статьи

Раздвоение личности - одна из самых увлекательных загадок, ставшая объектом пристального внимания со стороны как психологов, так и литераторов. Историй о том, как милый и услужливый господин с наступлением темноты преображается в злобного маньяка великое множество. Классикой жанра, конечно же, является роман Роберта Луиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Все вокруг знали мистера Генри как глубоко порядочного и добродетельного джентльмена. На самом деле у Джекила было много тайных пороков, которым он не мог отдаться со всей страстью, страшась за свою репутацию. Генри Джекил изобрел препарат, позволяющий ему менять свой физический облик и теперь, когда душа Джекила наслаждалась самым низким развратом в теле мистера Хайда.

И если бы Стивенсон был жив, то он мог бы написать продолжение своего романа под названием "Странная история Анатолия Баранова и Александра Магидовича".

На первый взгляд, между главным редактором сайта КПРФ.ру Анатолием Барановым и сетевым журналистом Александром Магидовичем нет ничего общего. Как гласит известный анекдот про чукчу, обнаружившего на стене надпись "Слава КПСС", это два совершенно разных человека. Первый трудится на ответственном посту руководителя главного коммунистического интернет-портала в России, отстаивая честь и достоинство партии и её бессменного лидера. Второй же, едко и зло насмехается над всё тем же самым лидером, подвергая КПРФ нещадной критике. При этом, все знают, что Баранов и Магидович суть есть одно лицо, но, как и заведено в приличном обществе, об этом не говорят. Да и сам Анатолий Юрьевич явно стесняется своего "второго я", грозясь привлечь к уголовной ответственности любого, кто посмеет его, Баранова, ещё хоть раз назвать Магидовичем.

"Из СМИ я узнал, что мне приписывается авторство текстов за подписью Роевой, Магидовича и Колчак", - возмущается Анатолий Баранов на сайте КПРФ.ру. - Поскольку я - не Магидович, то пусть господин, приславший в суд бумагу, либо попытается доказать, что я Магидович, либо отвечает за свои слова". Дело всё в том, что в настоящий момент лидер КПРФ Геннадий Зюганов ведёт судебную тяжбу с политологом Борисом Кагарлицким. Предметом судебных разбирательств стал доклад Кагарлицкого "Штормовое предупреждение", посвящённый коррупции в российских политических партиях. Отмониторив публикации в прессе и сети Интернет, Борис Кагарлицкий составил рейтинг коррупции партий, первое место в котором было отдано КПРФ. Это и стало причиной мучительных страданий Геннадия Зюганова, облегчить которые мог бы один миллион рублей, которые Геннадий Андреевич и потребовал взыскать с Кагарлицкого, обвинив того в клевете.

Дело длится (точнее говоря, стоит на месте) уже несколько месяцев и вот, незадолго до очередного заседания в прессе появляется информация о том, что адвокат Бориса Кагарлицкого обратился в редакцию интернет-газеты "Правда.ру" с просьбой помочь в поиске Александра Магидовича, авторе ряда публикаций о КПРФ и её лидере, материал которых лёг в основу статей, опубликованных в докладе "Штормовое предупреждение". Это-то обстоятельство и стало причиной довольно нервной реакции со стороны Анатолия Юрьевича, решившего, ради спасения репутации, опровергать всё. Абсолютно всё.

Спасать, кстати, было что. Секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олег Куликов в интервью "Электорат.Инфо" попытался, конечно же, сделать вид, что их мало интересует прошлое их подопечного. "Мы вообще-то не собираем на наших сотрудников досье о прежней работе. У нас нет закона о внутрипартийной люстрации и о запрете на профессию", сказал он. Но Баранов, в отличие от своего коллеги, прекрасно понимал, что Геннадию Зюганову вряд ли захочется узнать, что человек, заправляющий партийным сайтом, как минимум в недавнем прошлом исправно трепал Геннадия Андреевича за... да за всё подряд. Чего стоит только текст посвящённый Зюганову с красноречивым названием "Коммунистбаши", опубликованный на страницах Правды.Ру за подписью Александра Магидовича. "Культ личности товарища Зюганова в одном отдельно взятом органе ЦК КПРФ давно уже превзошел и брежневские, и горбачевские стандарты", - пишет автор. Ну как после такого, учитывая, что Баранов и Магидович мало чем отличаются друг от друга, плыть с ними в одной лодке?

Это Анатолий Баранов прекрасно понимает, стремясь раз и навсегда откреститься от назойливого псевдонима. Но в своём порыве подтвердить сей постулат, Анатолий Баранов доказывает совершенно обратное. Вот он пишет: "Занятно, что в качестве примера "антипартийной" деятельности Баранова приводится... статья Магидовича, опубликованная на "Правде.ру" в сентябре 2003 года, когда означенный Баранов спокойно работал в аппарате правительства РФ, и вообще не касался жизни политических партий. А сайтом КПРФ.ру руководил совершенно другой человек". Вроде бы убедительно. Но тут же, стремясь доказать свою преданность родной партии, выдаёт следующий феерический пассаж: "Однако на самом деле Баранов как раз и бил первым тревогу по поводу угрозы слева со стороны "эсеров" - вот пример: "Как коммунисты теряют рейтинг там, где должны приобретать". Смотрим. И в самом деле, такая статья от 01.01.2007 действительно присутствует на сайте ФОРУМ.мск, главным редактором которого также является Анатолий Баранов, за подписью - внимание, барабанная дробь! - Александра Магидовича. Неужто тот самый таинственный Магидович вслед за Барановым покинул редакцию Прады.Ру, обосновавшись на других, альтернативных ресурсах?

Анатолий Баранов, кстати, понимая, что как ни крутись, а шило в мешке не утаишь, пытается угрожать редакции Правды.Ру. "Но даже предположим, что кто-то опубликовал что-то на "Правде.ру" не под своим настоящим именем, а под псевдонимом, видимо, опасаясь для себя каких-то последствий. Никогда и ни при каких обстоятельствах редакция не разглашает псевдоним - это дичайшее нарушение журналистской этики, автоматически делающее редактора "нерукопожатным". Более того, ст. 41 закона о СМИ прямо обязывает редакцию сохранять псевдонимы в тайне: "Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом", - пишет Анатолий Баранов.

В общем, не совсем понятно: если в "Правде.Ру" утверждают, что Александр Магидович - это Анатолий Баранов, а последний нехотя соглашается с этим, обещая подать в суд на Правду.Ру уже не за то, что его приняли не за того, а за разглашение его личной тайны.

По всей видимости, Анатолий Баранов, уже не раз предпринимавший попытки уйти с должности главреда КПРФ.ру, морально готовится к отставке. "Я никогда не скрывал, что не вполне удовлетворен тем местом, которое мне отведено в структуре КПРФ, - комментирует Анатолий Баранов. - Довольно смешно в 47 лет быть довольным ролью, которую обычно поручают людям малость помоложе - например, в "Родине" этим занимался Леша Рогозин, сын Дмитрия. Моя кандидатура вообще не рассматривается ни на одну из выборных должностей - ни депутатских, даже в самом дальнем поселковом совете, ни на внутрипартийных. У меня должность такая в партии - вечный лузер. Более того, как журналисту в партии мне фактически устроен запрет на профессию - никогда моих статей не публикуют ни в "Правде", ни в "Советской России" - где угодно, только не там. На сайте КПРФ.ру я просто размещаю тексты информационного содержания, либо статьи партийных боссов, которые сам даже не читаю. Сегодня в партии "известным журналистом" тоже фактически становятся "по должности". Моя журналистская деятельность - это в партии фактически мое "хобби", к тому же рядом партийных руководителей считающееся крайне нежелательным. Всего этого я не скрываю, и не вижу смысла скрывать. Моя работа с КПРФ и в КПРФ мотивирована исключительно идеологически, а не карьерно и тем более не материально". "Вполне возможно, что в самом ближайшем времени эта "епитимья" закончится, - продолжает Анатолий Баранов. - Мое изблевывание из рядов КПРФ произойдет, конечно, по инициативе агентуры влияния в партии, и будет обставлено, как я полагаю, достаточно большим количеством плевков в спину. Конечно, это не приятно, я все же живой человек, и дело, которому я отдал довольно много времени и сил для меня совсем небезразлично. Но если руководство партии окончательно пойдет на "украинский вариант", для меня исход становится просто безальтернативным - оставаться будет бессмысленно и для партии, и для меня лично".

Доктор Джекил боялся только одного - что наступит момент, когда он не сможет вернуться в первоначальное состояние, так и оставшись навеки мистером Хайдом. И этот момент наступил. Переход из одной ипостаси в другую стал происходить гораздо чаще, чем раз в сутки, в результате чего Джекил встал перед выбором - либо попытаться остаться навсегда тем, кого все уважали, или окончательно остаться в личине существа, свободно предающегося своему сладострастию. И Анатолий Баранов сейчас также вынужден сделать выбор: либо целиком и полностью остаться во власти своего партийного лидера, отказавшись от отдушин в виде собственных сайтов Правда.Инфо и Форум.мск, где он вынужден реализоваться как журналист, либо расстаться с надеждой быть депутатом, публиковаться в серьёзных партийных изданиях и т.п.

Дмитрий Носов