Политика

"Принципиальный поганец" Эдуард Лимонов

Лидер "Другой России" (экс-НБП) Эдуард Лимонов заявил о своих президентских амбициях и обвинил лидеров либеральной оппозиции в трусости.

На этой неделе Лимонов сделал несколько важных заявлений, касающихся будущего российской оппозиции: заявил о намерении стать президентом России; отказался от французского гражданства, назвал своих либеральных коллег трусами и спровоцировал конфликт с Сахаровским центром.

В понедельник, 21 ноября, на пресс-конференции в Независимом пресс-центре Эдуард Лимонов объявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих в марте будущего года президентских выборах. По словам политика, он, как "один из крупнейших русских писателей современности, активный участник оппозиционного движения вот уже семнадцать лет, основатель партий НБП и "Другая Россия", короче, не последний человек в моей стране" имеет полное моральное право на выдвижение своей кандидатуры. "Более того, стать кандидатом - это мой долг. Я тем самым принимаю огонь на себя. Отстаиваю честь оппозиции перед гражданами России. Сдавать без боя такие важнейшие исторические выборы недопустимо", - заявил он, вызвав недовольный гул в рядах оппозиционеров либерального толка.

Либералы и в самом деле несколько затянули с решением об участии в президентских выборах в принципе и выдвижения единого кандидата в частности. Дело в том, что этот вопрос конъюнктурный и зависит не только от желания Касьянова с Немцовым, поскольку решается вдалеке от российских границ. Вполне возможно, что ближе к концу декабря решение было бы принято, но Лимонов своим выдвижением спутал все карты.

В итоге, была дана команда для травли кандидата-выскочки. В частности, спустя несколько часов после пресс-конференции, Центр Андрея Сахарова отказал Лимонову в помещении для сбора инициативной группы по его выдвижению кандидатом в президенты. "Для практической реализации идеи выдвижения кандидатуры Лимонова необходимо соблюсти установленную законом процедуру. Первый этап - собрать инициативную группу численностью не менее пятисот человек. Для этого необходимо помещение, куда граждане приходили бы в течение дня и нотариально фиксировали свой голос в поддержку кандидата, - поясняет нацбол Сергей Аксенов. - Центр Сахарова, пожалуй, единственная в Москве площадка для организации такой процедуры. Все остальные неизбежно падут под давлением власти". Как оказалось, "сахарница" также подвержена давлению. Правда, с другой стороны.

"Вечером, в "Волге", направляясь на телеканал "Дождь", я узнал что мясорубка начала работать. Центр Сахарова уже отказал мне в предоставлении помещения для проведения собрания инициативной группы", - пишет Лимонов. Сергей Аксёнов, рассказывая о подробностях разговора с директором центра Сергеем Лукашевским, подчёркивает, что "это было не его личное решение. Сергей лишь транслировал мнение неизвестных мне членов наблюдательного совета центра. Или как там называется эта структура? В общем, тех, кто решает", - поясняет нацбол.

Лукашевский, в свою очередь, оправдывается тем, что причин для отказа было много. Например, то, что Центр не может быть адекватным помещением для собрания в 500 человек, необходимых для выдвижения кандидата в президенты. Кроме того, по словам Сергея Лукашевского, предоставив помещение для выдвижения кандидата в президенты "означал бы политическую поддержку этого кандидата". "Я готов содействовать организации дебатов с участием "Другой России", но не готов оказывать Эдуарду Лимонову политическую поддержку. Тут пролегает граница моего доверия и готовности к взаимодействию". - пишет директор Сахаровского центра.

Объяснение, надо признать, слабое. Так, в 2007 году в Сахаровском центре проходило собрание инициативной группы в поддержку выдвижения кандидатом в президенты диссидента Владимира Буковского, и руководителей организации не смущало ни участие в политическом действии, ни слабая присопособленность помещений для проведения столь массового мероприятия.

Впрочем, причины возникшей конфронтации лежат немного в другой плоскости, чем идеология. На прошлой неделе в открытый доступ в интернете попала несанкционированно сделанная аудиозапись с совещания в "Другой России", на котором Лимонов разъясняет своим соратникам об особенностях сотрудничества с либералами. "То, что мы завоевали это либеральное болото, это хорошо. Я вам скажу по секрету, что мы от этого время от времени что-то имеем", - говорит Лимонов под смешки нацболов. Далее он объясняет, что не верит в "оранжевую" революцию, но если она всё-таки каким-то чудом произойдёт, то "наша задача - выйти и превратить ее в красную". "Никакой "оранжевой "революции мы не хотим. Однако если завтра появится какой-нибудь... блин, кто угодно - какой-нибудь сраный Касьянов, мы что, должны отказаться от борьбы с Путиным и начать борьбу, бороться еще с Касьяновым? Наоборот, надо подойти и сказать "Касьянов, привет! Мы тебе поможем. Нам надо то-то, то-то и то-то...", - объясняет он.

Скорее всего, эта запись дошла и до Касьянова, и до Каспарова с Немцовым, и до других деятелей либерального движения, отреагировавших на демарш своего строптивого союзника асимметричным образом: свернули все программы финансирования. Лимонов, в свою очередь, пошёл на обострение конфликта, заявив о президентских амбициях и сделав невозможным достижение какого-то компромисса.

На вопрос швейцарской "24 Heures", есть ли у Лимонова поддержка лидеров либеральной оппозиции, он отвечает: "Она нам не нужна. В прошлом мой опыт работы с ними был далеко не лучшим. Они повели себя как подлецы".

Очевидно, что биться на два фронта - с властью и либеральной частью оппозиции - Лимонов не сможет. Но сможет утешиться хотя бы тем, что завоевал симпатии со стороны общества. "Хоть и поганец, но принципиальный", - прокомментировал поведение Лимонова один из читателей.