Политика

Дурдом: хроники зелёных крокодилов

Родственники правозащитницы и члены ОГФ не сомневаются, что принудительная диспансеризация стала актом мести со стороны работников учреждений для душевнобольных за публикацию статьи "Дурдом", рассказывающей об ужасах, творящихся в российских медицинских учреждениях. Как выяснилось, с этой темой Лариса Арап знакома не понаслышке.

По словам самой Ларисы Арап, всё началось с... чая. В 2004 году, когда экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко, комментируя "отравление" кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко, растолковывал западным телезрителям, что диоксин легко растворяется в сметане, а именно со сметаной положено есть украинский борщ, Лариса Арап зашла к соседке на чашку чая и, отхлебнув глоток, потеряла сознание. С этого момента и её началась травля. В больнице у неё обнаружили пиелонефрит, но это не остановило будущую правозащиницу, занявшуюся расследованием финансовых махинаций в жилищно-строительном кооперативе. О своих подозрениях женщина писала и в милицию, и прокуратуру, но, по её словам, "отовсюду получила отписки". "Тогда я обратилась в ФСБ. Показательно, что именно в тот момент я проходила комиссию для замены водительских прав", - рассказывает она. Но и это обращение не дало никакого результата.

С накопившимся стрессом, в середине мая 2004 года женщина обратилась за помощью в военную поликлинику Северного флота по месту работы, откуда её направили на лечение в психоневрологический диспансер. Однако мания преследования и рассказы о врачах-убийцах сделали своё дело - Лариса запросилась домой. Понадобились адвокат, два судебных слушания и три месяца, чтобы добиться её "освобождения". Впрочем, даже после этого Лариса жаловалась на то, что ей постоянно поступают угрозы.

Загнанная в угол собственными галлюцинациями женщина в начале 2007 года вступает в "Объединённый гражданский фронт". Руководители мурманского регионального отделения ОГФ сжалились над тихой и несчастной жертвой "карательной психиатрии", поручив ей вести бухгалтерию организации. Но вскоре женщине нашли другое применение. В специальном мурманском выпуске газеты "Марш несогласных" выходит статья под названием "Дурдом", в котором якобы со слов Ларисы Арап рассказывается о методах лечения, применяемых в мурманском психиатрическом диспансере при лечении детей и подростков.

Как позже пояснила лидер регионального отделения ОГФ Елена Васильева, материал подготовили совершенно другие люди и подписан он был псевдонимом Илона Новикова, поэтому она удивляется, почему Лариса Арап приписала авторство статьи себе. "Мне неизвестно, почему она ответила утвердительно на вопрос североморского врача. Возможно, вопрос был задан некорректно", – отметила Елена Васильева.

В этой истории вообще очень много непонятного. Не совсем понятна ситуация с заменой водительских прав. Ведь согласно словам самой Арап, она их пыталась продлить ещё в 2004 году. Возможно, что уже тогда она не смогла пройти освидетельствование, поэтому врачи поликлиники очень удивились, увидев на пороге кабинета сумасшедшую, утверждавшую, что она прошла обследование у психиатра. Разумеется, что медики не стали брать греха на душу и допускать ситуацию, когда за руль садится человек с неуравновешенной психикой. Более чем подозрительной выглядит и дальнейшее развитие событий с появлением Обращения руководства ОГФ к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и к председателю Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элле Памфиловой с просьбой вмешаться в ситуацию с Ларисой Арап, которую называют то автором статьи "Дурдом", то отрицают её причастность к написанию материала. Сложно поверить, что руководители организации были настолько не в курсе дела, путаясь в показаниях в тексте документа.

Обращает внимание и тот факт, что у правозащитников не нашлось фотографий их сотрудника. На сайте ОГФ фигурирует лишь три снимка: одна фотография сделана для паспорта или пропуска, другая случайно зафиксировала Ларису на одном из митингов ОГФ, третья сделана уже в психиатрической лечебнице. При этом, все снимки сопровождаются надписью "Архив родственников Ларисы Арап". Бывает, что люди не любят фотографироваться, но три снимка на всю семью - это, согласитесь, несколько необычно.

Скорее всего, идея актуализировать вопрос о возрождении карательной психиатрии пришла внезапно и Лариса Арап показалась на тот момент идеальной жертвой: душевнобольная женщина с подавленной психикой женщина обязана была вызвать жалость у мировой общественности. "Замкнута, на контакт не идёт", говорится в постановлении суда. "Это о моей собеседнице Ларисе – женщине с прямым мягким взглядом, с надеждой о помощи в глазах", - объясняет читателям Каспаров.ру некий коллективный автор под псевдонимом "Илона Новикова".

Не исключено, что в ближайшее время ряды "несогласных" пополняться новыми жертвами "карательной психиатрии". Известный советский сумасшедший Владимир Буковский, решивший баллотироваться на пост президента России, выступил со своим экспертным мнением на эту тему. По его словам, случай с Ларисой Арап, – не первый. "Я регулярно получаю из России сведения об использовании психиатрии в карательных целях", - заявил Буковский и тут же посоветовал всем противникам путинского режима, "кому могут угрожать психиатрические преследования", пройти психиатрическую экспертизу у независимых психиатров заранее и "иметь на руках бумагу". "Такую экспертизу необходимо пройти абсолютно всем, кто занимается в России оппозиционной деятельностью, включая оппозиционных журналистов и правозащитников", - считает Буковский, сообщают Грани.ру.

Впрочем, массовый флэш-моб, к которому призывает г-н Буковский, может иметь и ещё одну цель. Получив справку о лёгком помешательстве, ряд радикально настроенных оппозиционеров получают возможность для любых хулиганских действий, объясняя милиционерам, что "я - дурак, мне всё можно". Максимум, что их ждёт, так это двухнедельный курс реабилитации. По факту же, сотрудники органов предпочитают вообще не связываться с сумасшедшими. "Разобьёт себе голову в камере, а нам отвечай", - поясняет милиционер.

История же оппозиционного движения в России говорит о том, что несколько сотен буйнопомешанных среди "несогласных" всенепременно найдутся. Бывший пациент ленинградской психбольницы Владимир Буковский вспоминает несколько случаев из своей прошлой жизни.

Был среди его сопалатников некий Воробьёв, так сильно мечтающий покинуть пределы СССР, что не остановился даже перед... сменой расы. Полагая, что главное - это попасть в американское посольство, он решился раскраситься под негра. "Пробыл там часа два. Разъяснили ему, как водится, что нет прямого подземного хода из посольства насквозь на другую сторону земного шара. Для выезда из страны нужно разрешение советских властей. Пришлось ему идти обратно. Тут, как на грех, пошел дождь, и вдруг наш негр стал линять на глазах у милиционеров. Вся негритянская смуглость потекла с него струйками. Такое явление природы живо заинтересовало некоторых штатских, небрежно прогуливавшихся у входа в посольство, и они отправили его к врачам, на исследование. Советская судебная психиатрия справедливо заключила, что только сумасшедший может добровольно желать превратиться из белого в негра, а потом еще проситься в Америку, где, как всем известно из газет, и своих-то негров линчуют. Теперь эти расовые капризы истребляли в нем уколами, и он быстро шел на поправку", - пишет Владимир Буковский в книге "И возвращается ветер...".

Отмечает Владимир Буковский и профессионализм советских врачей, чётко отделявших настоящих сумасшедших от симулянтов. "В нашем отделении сидел еще один не кусанный комарами - простой убийца по фамилии Лавров. Бог его знает, действительно ли был он болен в момент убийства или симулировал — поди пойми через три года, но только наш дедушка Калинин объявил его симулянтом. Для Лаврова же это означало расстрел. Что только он ни делал: и вены пытался перегрызть, и на санитаров бросался, и даже ел свои испражнения — бесполезно. Калинин неизменно говорил ему своим тихеньким голоском:

- Вы вот, Лавров, экскременты кушаете, а напрасно - я вас все равно здоровым признаю... Так и упек парня под расстрел", - вспоминает Буковский.

С годами, впрочем, его мнение о советской медицине изменилось и Буковский предлагает обращаться к украинским специалистам.

- Это можно сделать на Украине. Поезжайте на Украину, в Киев. И пусть украинские психиатры проведут экспертизу. Там психиатры еще не запуганы, там еще не начался психиатрический террор. А никакой разницы между украинскими психиатрами и российскими нет! Если группа украинских психиатров скажет, что вы здоровы, то их российским коллегам будет ужасно трудно объявить вас сумасшедшим. Если российские оппозиционеры обзаведутся такими справками, то это будет просто замечательно, - утверждает Владимир Буковский.

Как украинские врачи отреагируют на нашествие граждан России, умоляющих выдать им справку о состоянии их психического здоровья, сказать трудно. Может быть поспешат отделать от навязчивых пациентов, а может быть проявят врачебную солидарность. Как бы то ни было, но в России уже появились добровольные дружины студентов-медиков, сопровождающих лидеров отечественной оппозиции на всех публичных мероприятиях.