Экстрим

Отчего "люди не летают"? Летают!

Отчего

Людей с детства манит в ту стихию, для которой они не созданы природой изначально - в небо. Но есть возможность осуществить мечту о полетах, подобных птичьим. Параплан позволил человеку самостоятельно подняться в воздух, используя горячие и холодные потоки ветра. Герои нашей статьи рассказывают, что подарил им этот спорт.

Максим, 32 года, занимается парапланеризмом третий год:

Я с детства мечтал летать. Даже хотел быть пилотом - но не сложилось. Когда появилась возможность записаться в парапланерный клуб - сразу же воспользовался. Классические виды спорта не помеха парапланеризму: его можно прекрасно совмещать хоть с плаванием, хоть с танцами. И по сути - парапланеристов спортсменов не так уж и много. Многие летают "для себя". Где еще можно ощутить себя в свободном парении? Практически наравне с птицами. И это не надоедает, с каждым полетом приходит новый интересный опыт, и, судя по всему, "потолка" в этом мастерстве практически нету. Это для меня особенно важно: обычно бросаешь чем-то заниматься, когда становится скучно или, наоборот, когда натыкаешться на непреодолимые трудности.

Впервые о параплане заговорили в 60-х годах прошлого века в США. Это изобретение принадлежало американскому инженеру Дэвиду Бэришу, который создал абсолютно новый парашют для безопасного спуска на землю космических кораблей. НАСО протестировало новинку, но демонстрация «парения над склоном» не внушила им доверия, и от нее на время отказались.

Позже, как это бывает, идея ушла в народ, и ею с радостью воспользовались парашютисты, ищущие новых впечатлений в воздухе. Спустя какое-то время изобретение Бэриша было доработано: его оснастилии профилем, стропной системой и слегка удлиненным крыло. Так на свет появился первый в мире параплан.

Надежда, 25 лет, парапланеризмом занимается два года:

Все началось с прыжков с парашютом... Тогда я поняла, что мне нравится находиться в воздухе, нравится чувство свободы, которое появляется, когда под ногами пропадает твердая поверхность. Примерно в то же время друзья собирались пойти учиться в парапланерную школу, и позвали меня с собой. Я не очень хорошо представляла тогда, что это такое, но перспектива летать как птица выглядела очень привлекательной. И я пошла. Мои ожидания с лихвой оправдались. На параплане можно летать долго и преодолевать сотни километров.

Я бы не сказала, что отношусь к парапланеризму как к спорту... У нас, конечно, есть спортсмены, разряды, соревнования и рекорды, но для меня это что-то другое, это как параллельная жизнь, там свои законы, там ты стремишься проявиться себя, ну и просто там, наверху, очень свободно и красиво! От многих пилотов я слышала мнение что, когда ты поднимаешься в воздух, все твои проблемы, переживания как будто остаются на земле, и ты словно немного другой человек, более счастливый что ли... Еще привлекает то, что можно полетать над такими местами (обычно в горах), до которых пешком никогда не добраться.

Отчего

На сегодняшний день парапланеризм, или, как называют его профессионалы, параглайдинг, не считается экстремальным видом спорта. Травмы, которые с ним связаны это, как правило, вывихи и ушибы, поэтому управление парапланом можно поставить на одну шкалу с велосипедным спортом - если делать все правильно, то падения можно избежать.

Максимальная скорость параплана около 40 км/ч, он без труда помещается в рюкзаке и весит около 5 килограмм, что почти в 3 раза меньше веса парашюта, поэтому заниматься параглайдингом может практически любой желающий, достигший 16-ти летнего возраста.

Надежда: Отличительная черта - парапланеристы часто смотрят на небо, изучают облака, ветер и очень тщательно следят за прогнозами, а еще они могут без умолку на протяжении нескольких часов рассказывать о своих полетах. Вся наша братия очень дружелюбная, друг другу с готовностью помогаем, советуем, следим за безопасностью других. Узнать нас можно по парапланерным рисункам на футболках, машинах и других вещах.

Для обучения парению существуют специальные школы, перед выбором которых стоит учесть следующие моменты. Во-первых, обратить внимание на количество учеников в группе - оно не должно превышать 8 человек на одного инструктора. Узнать о наличии оборудования - желательно по парашюту на каждого и наконец, о возможности контакта с инструктором. Во время полета вам, несомненно, потребуется своеобразная «радио няня» - уоки-токи приемник, при помощи которого с вами будет общаться ваш тренер.

Из одежды вам понадобятся высокие шнурованные ботинки (чтобы исключить риск всевозможных вывихов при приземлении) и крепкая облегченная каска с отверстиями, сквозь которые вы будете слушать ветер и инструктора. Если хотите уберечься от царапин, стоит также надеть брюки и кофту с длинным рукавом.

Надежда: Мой клуб находится в г.Жуковском (клуб «Горизонт»). Наши тренировочные места - зимой в Раменском, Чулково, в остальное время в Татаринцево. Еще у нас были выезды под Рязань, на Украину, в Австрию и Черногорию. В Москве, насколько я знаю, начинающие могут заниматься в Коломенском. Новичкам я посоветую обучаться в специализированной школе, таких в Подмосковье предостаточно. Самообучение у нас не приветствуется, т.к. зачастую на карту ставится не только безопасность самоучки, но и пилотов, которые его окружают. А бывалым спортсменам - расширять свои горизонты новыми летными местами.

Основным условием для занятий параглайдингом, конечно, является ветер. Но главное помнить, что он может как помочь, так и навредить вам. Чаше всего спортсмены стартуют со склонов гор и холмов, используя восходящий динамический поток, который возникает при столкновении ветра с препятствием, и лишь набрав достаточную высоту (до 3500 м), уходят на маршрут, используя термические потоки, образующиеся от разницы температур воздушных масс.

Высокие горы в России, к сожалению, редкость, поэтому сейчас набирают популярность дельтадромы. Там для набора высоты они используют лебедки, которые делятся на пассивные - использующие скорость транспортного средства и активные, которые имеют собственный двигатель. Один из таких дельтадромов находится в деревне Рыболово Московской области, который как и все его аналоги расположен вдалеке дороги, различных строений, высоких деревьев, линий электропередач, для того чтобы оградить параглайдеров от неоправданных рисков.

Кроме школ также существуют специальные разовые сертификаты на полет. Стоимость такого «билета в небо» варьируется от 1500 до 2500 тысяч рублей за человека. Кстати, в большинстве организаций, предлагающих данную услугу период действия сертификата около полугода, так что можно смело делать подарок хоть сейчас, а покорять высоту отправиться теплым летом.

На вопрос, не волнуются ли за них друзья и родные, наши герои отвечают:

Надежда: Когда я начала заниматься, родители не были против: просто сначала никто не поверил всерьез, что я на такое способна. Потом, когда начались реальные полеты, они стали сильно переживать, каждый раз отговаривали ехать на сборы... Но потом привыкли, я им объяснила что мы принимаем все меры безопасности и в организации полетов и в снаряжении.

Максим: Хобби опасное - порой родители отговаривают ("Ну когда же ты повзрослеешь», и прочее в том же духе...) В семье порой волнуются, не любят рассказов вроде: "... и тут меня ка-ак сложило!..". Но в целом препятствий, конечно, никто не строит. А друзья, наверное, и вовсе завидуют.