Деньги

Стоит ли увольняться, если работа не нравится?

Каждый из нас время от времени задается вопросом: во имя чего я отдаю столько времени, столько сил и столько нервов этой работе? И у тебя тоже, как у всех нормальных людей, иногда возникают вопросы к твоему месту работы. И большое желание найти работу новую. Продолжаем об этом разговор, начало которого здесь.

До боли знакомая ситуация: шеф «орет». И вообще, он несправедливый. Невнятные задания – жесткие требования. Ты старался – тебя обозвали бездельником. Выполняя поставленную задачу, ты «нарыл» крутой эксклюзив – тебя обвинили в непрофессионализме. Ты засиживаешься на работе допоздна, добровольно отрабатывая больше часов, чем положено – но при этом ты приходишь на час-полтора позже обычного, в чем оказываешься виноватым. И так далее. В общем, неприятно это все.

А ты не пробовал с шефом поговорить об этих спорных вещах? Желательно наедине (прилюдный протест в таких случаях малопродуктивен, т.к. напоминает «бунт на корабле» и никакому начальству не нравится по определению). Если не пробовал, то обязательно попробуй. Трения неизбежны везде, где есть реальная работа и есть реальный продукт, поэтому не стоит воспринимать ситуацию слишком драматично и сразу начинать поиски другой работы.

Разговаривая с шефом, будь спокойным, вежливым, преисполненным достоинства, жестко аргументируй все сказанное. Поскольку большинство людей – нормальные, такой разговор обязательно принесет плоды. И не забывай, что в подавляющем большинстве случаев по-своему правы обе стороны. Равно как и не правы, тоже по-своему. И если твой шеф вменяемый (ты тоже, естественно), вы обязательно придете к решению, которое устроит обоих.

А если нет? Тогда предельно вежливо, корректно и твердо доведи до его сознания, что беспочвенных нападок ты терпеть не собираешься, что на протяжении трудовой карьеры у тебя уже были начальники, которые грешили тем же. Что все они были в итоге посланы в известную сторону света, и он – кандидат. Но, повторюсь, только в том печальном случае, когда перед тобой не человек, а скала непрошибаемая. Такие бывают, правда, к счастью, редко. А потом?

Потом самое неприятное. Либо ты доводишь проблематику вашего конфликта до вышестоящего начальства, либо действительно увольняешься и ищешь другой employment.

Совет хочешь? Уволься. Потерять работу это объективно нехорошо, потерять ее несправедливо, не по делу – плохо вдвойне. Но «стучать» тоже нехорошо, согласен? При одной мысли о том, с какой фразы ты будешь начинать разговор о недостойном поведении твоего непосредственного начальника с вышестоящим начальником, тебя коробит, правда? Вот и хорошо, значит, у тебя правильные стереотипы. Уволься. Только сделай это с умом – после того, как найдешь новую работу. На время поисков новой работы «заморозь» конфликт с шефом. А когда найдешь – объяви: увольняюсь.

- Как увольняюсь, почему? Мы же с тобой, кажется, договорились, помирились, ты «встал на путь исправления»…

- Это вам, Иван Иваныч, кажется, что договорились-помирились, а я просто искал новую работу.

- Постой, постой, но ты же ценный кадр, к тому же мы только что начали новый проект…

- Очень приятно наконец услышать о своей ценности. Лучше поздно, чем никогда. Кстати, будешь вести себя с другими так, как вел со мной - останешься без других кадров, не менее ценных. Au revoir!

На Западе «корпоративная культура» является отдельной дисциплиной, на этом направлении работают крупные ученые-психологи. Специалисты по корпоративной культуре сидят на хороших ставках в любой компании, которая занимается не покраской заборов и не укладкой асфальта.

Такие специалисты появляются и в крупных российских компаниях, главным образом коммерческих. Лишь бы они не пытались слепо внедрять западные стандарты и стереотипы, большинство из которых у нас точно не приживется.

Например, eye contact – «контакт глазами», неукоснительное требование и к начальнику, и к подчиненным, нарушение которого ведет к дисциплинарным взысканиям. Или система предупреждений, она работает следующим образом: ты «лажанулся» - тебе выносят verbal warning - устное предупреждение, факт которого документируется и протоколируется. Если в течение определенного промежутка времени (в большинстве случаев от 3 до 6 месяцев) к тебе не возникает новых претензий, предупреждение снимается. А если возникают, то 2 следующих предупреждения также делаются в устной форме, т.е. всего таких «вербалок» может быть 3.

Следующая стадия – written warning, предупреждение письменное. Когда таких предупреждение тоже наберется 3 – знай, что в следующий раз тебя выгонят. Впрочем, правомерность предупреждений - на любой стадии - ты можешь оспаривать через суд. Нанимаешь адвоката и вместе с ним борешься с несправедливым шефом. Услуги адвокатов обходятся, мягко говоря, не дешево. Но если ты считаешь, что игра стоит свеч, то дерзай.

Ну и, конечно, «заложить» сотрудника (начальника, подчиненного, уборщицу, курьера, подрядчика etc.) не просто не считается зазорным, это такая же норма жизни как спасение утопающего, часть корпоративной этики и часть менталитета западного человека. На это никто даже не обижается.

Не хотелось бы, чтобы такой порядок вещей внедрялся на российских просторах. Хочется верить, что отечественные специалисты по корпоративной культуре будут руководствоваться отечественным опытом взаимоотношений на работе, вот только бы не отрицательным, у нас его явный переизбыток.

Итак, конфликт с шефом. Рекомендаций, повторюсь, две: поговори. А если не помогает, уволься. Делай это с гордо поднятой головой, честь дороже самой дорогой работы.

Также по теме:

Работа не сахар, но без нее еще хуже