Деньги

Правильный менеджер: как им стать

Как тяжело быть молодым менеджером, и о базовых требованиях к нему. Одним из них, напомним, является создание нормального климата в коллективе. Тут дело в том, что здоровая или нездоровая атмосфера складывается, как правило, не когда все идет нормально и благополучно, а в конфликтных ситуациях. От того, как ты себя ведешь в ситуации конфликта с подчиненным, во многом зависит атмосфера в команде. Ну и как себя вести?

Для начала неплохо уяснить: конфликты неизбежны. Ты и сам периодически скандалил с боссом до того, как тебя назначили менеджером. А сейчас ты время от времени схватываешься с вышестоящим начальством, так? Вот и не считай себя исключением, это первое.

Второе и главное: ты можешь оказаться не прав. Казалось бы, вещь совершенно очевидная, но вспомни, насколько тяжело бывает убедить в неправоте твоего шефа… Не уподобляйся ему. В каждой конкретной ситуации конфликта с подчиненным подумай: а может быть, он прав? И если да, то не постесняйся ему это сказать. Этим ты – внимание! – не подрываешь свой авторитет, а существенно укрепляешь.

Увидев в тебя начальника, готового признать свою неправоту, подчиненные станут более внимательно прислушиваться к твоим словам, эти слова будут стоить значительно больше, чем если ты «всегда прав». К тому же, редко бывает так, что кто-то из вас на 100 процентов прав, а другой настолько же не прав. В подавляющем большинстве случаев в чем-то права каждая из спорящих сторон, и твоя гибкая позиция позволит найти оптимальное решение проблемы. Ну и атмосфера, не забывай о ней. Начальников, которые «всегда правы» никто не любит, а за что их любить?

Споришь с подчиненным – будь внимательным слушателем. Не перебивай, дай ему высказаться. Во-первых, повторюсь, он может оказаться не безнадежно неправым, постарайся «расслышать» его доводы и аргументы и прими их к сведению. Во-вторых, выслушав этого упрямого осла внимательно, ты создашь такую психологическую атмосферу, в которой и тебя выслушают как следует, и команды твои выполнят ответственно.

Обсуждая конкретную тему, оставайся в рамках этой темы. Понятное дело, в споре получается так, что появляется длинный список «побочных» проблем, которые также нуждаются в рассмотрении. О них вы поговорите в другой раз, возможно прямо через минуту после того, как обсудите то, относительно чего заспорили столь отчаянно.

В твоей практике нередко будут возникать ситуации, когда внутри коллектива возникают разногласия по проблемам, связанным с трудовым процессом. Как себя повести? Попробуй поучаствовать в дискуссии как равный. Одна из «партий» спорщиков тебе кажется ближе к истине. Примкни к ней. Повторюсь, в такой позиции нет абсолютно ничего «позорного». Ты начальник. Но это не означает, что ты всегда прав или что ты самый-самый умный. В ряде ситуаций правы те, кем ты командуешь.

Я уже не говорю о том, что «орать» на них нехорошо. Согласен, встречаются такие особи, которые не понимают никаких слов. Среди подчиненных встречаются профессиональные спорщики, безнадежные упрямцы, убежденные скандалисты… Таких подчиненных желательно уволить. А если у тебя нет таких полномочий, то терпи, куда деваться?

Существуют также ситуации, когда конфликт разворачивается между твоим вышестоящим начальником и твоим же подчиненным. Кто бы из них не был прав – займи сторону подчиненного, он ведь член твоей команды. А потом, наедине, без вышестоящего начальника, скажи примерно следующее: «Дружище, ты был прав, поэтому я встал на твою сторону. Кажется, мы вдвоем смогли найти аргументы и переспорили этого старого осла». А если твой подчиненный не прав? Тогда донеси до него простую мысль: ты проявил солидарность только потому, что вы работаете в одной команде. И это было в первый и последний раз.

Одним словом, как уже говорилось, твое начальственное положение предоставляет самые широкие возможности для создания нужной атмосферы. Работай над этим. В конце концов, это твоя команда, и твое самоощущение лидера напрямую связано с тем, какая психологическая атмосфера царит в твоем коллективе. В том, который ты возглавляешь, если быть точным.