Спорт

Отечественный хоккей оказался в руках Третьяка

В российском хоккее произошла долгожданная смена руководства. Сегодня делегаты конференции Федерации хоккея России (ФХР) избрали президентом величайшего отечественного вратаря, председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Владислава Третьяка.

Разговоры о необходимости смены руководства отечественного хоккея шли давно. После каждого нового провала на Чемпионате мира или Олимпийских играх раздавались гневные голоса болельщиков и специалистов, что такое больше терпеть невозможно. И если поначалу речь шла о том, что неправильно работает тот или иной тренер, то затем стало очевидным – от перестановки наставников результат не меняется. Значит, менять надо всю систему, символом которой стало руководство ФХР и лично бывший её глава Александр Стеблин.

За те восемь лет, что отечественным хоккеем руководил Стеблин, наши клубы стали практически безоговорочно лучшими в Европе, и отток хоккеистов в НХЛ стал менее массовым, чем в начале 1990-х гг. Однако на результатах сборной это не очень сказалось. «Серебро» и «бронза» на Олимпиадах 1998 и 2002 гг., а также второе место на первенстве мира в 2002 и третье – в 2005 гг. – вот и всё. При этом в 1994-2001 гг. россияне восемь лет не могли подняться на пьедестал почёта мундиалей. Сказать, что в советские времена такое бы сочли полным провалом – значит не сказать ничего.

Если бы дело было только в развале хозяйства под названием «Сборная России по хоккею» - это полбеды. Но тут, ко всему прочему, Стеблин не раз попадал в скандальные истории, последней из которых стал финал Кубка европейских чемпионов в январе 2006 года, когда он «поцапался» с президентом Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазелем и известным журналистом Всеволодом Кукушкиным. Входящие в руководство ФХР сенатор Михаил Маргелов и депутат Госдумы Павел Крашенинников потребовали отставки оскандалившегося Стеблина, и вскоре главный российский хоккеист лишился поста президента Профессиональной хоккейной лиги (ПХЛ).

Президент ФХР получил ясный сигнал, и «часом икс» должна была стать Олимпиада в Турине. Лучик надежды для Стеблина забрезжил после того, как наши обыграли канадцев. Однако затем последовали полные провалы в матчах с Финляндией и Чехией, и сборная России осталась без наград. Здесь о необходимости радикальных изменений заговорили буквально все, и наиболее громко звучали голоса Третьяка и главы Росспорта Вячеслава Фетисова – людей, которые за свою карьеру выиграли всё, что только можно. И хотя они редко называли фамилию «Стеблин», все понимали, о ком идёт речь. В результате главу ФХР удалось дожать, и в конце марта он подал в отставку.

Едва Стеблин покинул свой пост, начались разговоры о том, кто же выступит в роли «Мутко от хоккея». Основными претендентами на пост главы ФХР считались Третьяк и Крашенинников, однако 15 апреля, когда приём заявок от кандидатов закончился, о своём желании выдвинутся на пост президента федерации заявил только Третьяк. Интрига умерла окончательно, и стало понятно, что теперь главным отечественным хоккеистом станет действительно самый прославленный из них.

Наследство Владиславу Александровичу досталось незавидное – плохое состояние детского хоккея и скудные зарплаты детских тренеров, отсутствие договора с НХЛ о компенсациях за отъезд игроков, нежелание многих звёзд заокеанского хоккея играть за сборную и многое другое. Всё это раньше выливалось в «странное» судейство и постоянные скандалы в стане сборной и, как следствие, провалы на важнейших соревнованиях.

Однако именно после назначения Третьяка у болельщиков прибавилось оптимизма – раз человек умудрялся вытаскивать совершенно мёртвые шайбы, то почему бы ему не поднять всё хоккейное хозяйство в целом? От прославленного вратаря так просто не отмахнёшься, как от обычного, пусть и видного, функционера. Да и на международной арене авторитет отечественного хоккея возрастёт многократно, и у нас есть шанс перестать быть вечными «козлами отпущения».

К тому же энхаэловцев Третьяк знает прекрасно, так что можно надеяться на то, что на первенствах мира и Олимпиадах мы снова увидим нашу сборную на первой ступени пьедестала почёта. И пусть это будет происходить не так часто, как в советские времена, но хотя бы мешать нашим будут преимущественно объективные обстоятельства.