Карьера

Укрощение хама. Офисные истории

Работа — наш второй дом, а ведь даже отношения с домочадцами не всегда складываются идеально. Трудно найти такого человека, который ни разу не столкнулся с грубостью или хамством в служебной обстановке. Порой такие ситуации настолько выбивают из колеи, что мы начинаем задумываться об увольнении. Но ведь с этим можно и нужно бороться!

Грустные истории

Марина П. вспоминает: "После института я устроилась на работу в рекламное агентство. Начальник был нормальный, но его заместительница — дама предпенсионного возраста — с первых же дней начала ко мне придираться. Отмечала каждый мой промах в работе, причем критиковала и мою внешность, одежду, манеру общения… И старалась делать это не наедине, а при других сослуживцах. Постепенно работа в этой компании сделалась для меня просто невыносимой. Я была вынуждена уволиться, хотя во всем остальном работа меня полностью устраивала".

Сергей Л.: "Один из моих коллег по прежней работе всегда вел себя по-хамски с другими сотрудниками, старался показать, что они ничего не смыслят в работе, при случае подставлял перед начальством… Работать с ним в одной команде было кошмаром. После того как мы завалили проект, он обвинил во всем меня, сказав шефу, что "набрали в компанию одних идиотов". После этого мне предложили уйти по собственному желанию. Позднее я узнал, что точно так же этот коллега выжил из фирмы еще нескольких человек".

Рекомендации против "служебного" хамства

Возможно, Марине и Сергею помогли бы следующие советы психологов.

При первом контакте с будущим коллегой или начальником обязательно внимательно посмотрите ему в глаза. Определите, какого они цвета. Конечно же, сам по себе цвет глаз не имеет значения, но это покажет собеседнику, что вы заинтересованы в общении с ним. Люди очень часто хамят, потому что им кажется, что их игнорируют или недолюбливают.

Если собеседник говорит вам неприятные вещи, нужно попросить его аргументировать его выводы о вас. В этом случае ваш оппонент, скорее всего, будет вынужден как-то распространить свои слова — например, объяснить, почему он считает вас идиотом, неспособным или плохим работником. Ведь нередко для хама важен сам процесс "обхамления", это дает ему энергетический заряд, а к тому, чтобы конкретизировать обвинения, он не готов.

Если есть возможность, повесьте у себя за спиной позади рабочего стола зеркало. Тогда ваши собеседники будут видеть в нем себя. Возможно, вид разъяренного, перекошенного ненавистью лица остановит хама или грубияна.

Называйте коллег по имени. Бессознательно всем нравится слышать собственное имя из уст других людей. Это сразу снизит накал страстей.

Истории с хорошим концом

Игорь Б. рассказывает, как ему удалось поставить на место начальника-самодура: "Он контролировал даже, когда кто выходит покурить, и мог насчитать штрафы, если сотрудник на пять минут опоздал с обеда. Имел привычку вызывать к себе на ковер и орать, не давая сказать ни слова в свою защиту. Заканчивалось это все лишением премий и другими репрессиями. Мне кажется, таким образом шеф просто экономил бюджет фирмы… Однажды, когда он стал кричать на меня по какому-то очередному пустяковому поводу, я вместо того, чтобы слушать разнос, опустив голову, как другие, смело взглянул ему в глаза и не отводил взгляда, пока он удивленно не замолк и не спросил: "Что смотришь?" На что я ответил: "Андрей Николаевич, какие у вас ко мне претензии конкретно, можете изложить?" Он помолчал, а потом сказал: "Ладно, иди работай!" Кстати, никаких "штрафных санкций" тогда не последовало".

Татьяна А.: "Я проходила испытательный срок на должность секретаря. Меня отдали под начало старшей коллеги, которая должна была меня обучать. Но вместо того, чтобы объяснять мне, как нужно делать то или другое, она только обзывала меня "безмозглой овцой" и награждала прочими столь же "лестными" прозвищами. Как-то раз я набралась храбрости и попросила: "Маргарита Валерьевна, может быть, вы укажете мне на все мои ошибки? Ведь у вас все-таки гораздо больше опыта! У меня же его нет, вот я и ошибаюсь так часто…"

Реакция последовала удивительная. Она вдруг заулыбалась и действительно принялась объяснять, где и что я делала не так. После этого никаких оскорблений в мой адрес больше не поступало. Испытательный срок я прошла и была зачислена на вакансию".

Как видите, изменить поведение других людей в отношении вас не так уж сложно, нужно только найти правильный подход.