Спорт

Гонщик от Бога, легенда, подкаблучник...

В бразильском городе Сан-Паулу состоялся последний этап 57-го Чемпионата мира в классе машин «Формула-1». Его победителем стал кумир местных болельщиков Фелипе Масса, а второе место позволило испанцу Фернандо Алонсо второй раз стать чемпионом мира. Однако главным действующим лицом гонки стал величайший пилот в истории этого вида спорта – Михаэль Шумахер, который в последний раз в своей жизни вышел на старт.

"Солнечный мальчик"

Михаэль Шумахер родился 3 января 1969 года в маленьком городке Керпен на западе Германии. В 4 года он впервые сел за руль карта, и примерно в этом же возрасте начал чинить автомобили. В 1980 году он, посмотрев на своего будущего соперника – великого бразильца Айртона Сенну, решил, что станет гонщиком. С 1985 по 1990 год он успешно выступал в различных низших гоночных сериях, став в 21-летнем возрасте победителем немецкого чемпионата «Формулы-3», что позволило ему дебютировать в «Формуле-1».

В 1991 году Шумахер дебютировал в королевских гонках, хотя его дебют мог быть отложен надолго. Он вышел на трассу только благодаря тому, что второй пилот команды «Джордан Форд» бельгиец Бертран Гашо – попал в автокатастрофу. Его дебютной гонкой стал Гран-при Бельгии на легендарной трассе Спа-Франкошам. Как это часто бывает, первый блин вышел комом – Шумахер сошёл с трассы из-за механических проблем. Однако перед следующей гонкой его перекупила команда «Бенеттон Форд», где Шумахер и стал звездой.

Уже в первой своей гонке за «Бенеттон» он набрал свои первые два очка за 5-е место. А на следующий год он неожиданно вытеснил с позиции первого пилота команды 3-кратного чемпиона мира бразильца Нельсон Пике. Шумахер выиграл свой первый Гран-при (это вновь было в Бельгии), стал третьим в Чемпионате мира, опередив своего кумира Сенну. В 1993 году он финишировал на ступеньку ниже, хотя и выиграл свою вторую гонку – в португальском Эшториле. За это время он успел заслужить любовь болелщиков, которые за несходящую с лица улыбку окрестили его «Солнечным мальчиком».

1994 год начался для Шумахера как нельзя лучше – он захватил лидерство в чемпионате. А затем наступила трагическая гонка в итальянской Имоле. В субботней квалификации разбился насмерть австриец Роланд Ратценбергер, а в гонке – великий чемпион Сенна. Хотя Шумахер совершенно не был виноват в этом, отдельные горячие головы считали его виновником гибели бразильца. Так или иначе – блин снова комом: первый чемпионский титул Шумахера носил траурный оттенок. Хотя не только траурный.

По ходу сезона конкуренты обратили внимание, что Шумахер одерживает победы, а его партнёры по команде даже не могут попасть в очковую зону. За ошибку на Гран-при Бельгии, которая помешала многим пилотам закончить гонку, его дисквалифицировали. Он едва-едва смог сохранить чемпионский титул, а вот «Бенеттон Форд» Кубка конструкторов всё-таки лишился. Но в следующем году Шумахеру уже не было равных: он досрочно выиграл второй чемпионский титул, а «Бенеттон» (уже с моторами «Рено») – Кубок конструкторов.

"Красный барон"

В 1996 году Шумахер перешёл в «Феррари», однако стать 3-кратным чемпионом мира сразу не получилось – слишком силён был «Уильямс Рено», который позволил стать чемпионом его конкуренту – англичанину Деймону Хиллу. Спустя год Михаэль лидировал перед последней гонкой сезона, но на Гран-при Европы в Испании совершил роковой манёвр: он умышленно ударил своего основного соперника Жака Вильнёва, но сам вылетел с трассы. Потом оказалось, что даже если бы канадец и не доехал до финиша, чемпионства он не лишился – Шумахера лишили второго места и всех набранных за сезон очков.

В 1998 году в Шумахера мало кто верил – настолько большим казалось преимущество «Макларен Мерседес» и финна Мики Хаккинена. Однако Михаэль до последнего момента боролся за титул, который всё же уступил. В 1999 году он захватил лидерство с первой гонки, но на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне попал в страшную аварию и едва не расстался с жизнью. Он пропустил несколько гонок, потерял шансы на титул, однако на финише сезона помог «Феррари» завоевать первый за 20 (!) лет Кубок конструкторов. А дальше началось.

В 2000-2004 гг. весь мир узнал, кто такой Михаэль Шумахер. За эти годы умудрился переписать всю книгу рекордов «Формулы-1». За эти годы он опередил по числу титулов сначала своего кумира Айртона Сенну, затем француза Алена Проста, а в 2003 году – пятикратного чемпиона мира Хуана Мануэля Фанхио. Во всех случаях победы Шумахера, получившего новое прозвище – «Красный барон», сопровождались и Кубком конструкторов для «Феррари». Лишь в 2003 году колумбиец Хуан Пабло Монтойя на «Уильямс БМВ» и финн Кими Райкконен на «Макларен Мерседес» до последнего боролись с ним, но в итоге уступил.

В 2005 году показалось, что эра Шумахера прошла, и теперь настало время нового кумира – испанца Фернандо Алонсо, ставшего в 24 года самым молодым чемпионом мира. Однако в ушедшем сезоне Шумахер навязал ему борьбу, и до самого последнего момента Алонсо не мог чувствовать себя в безопасности. Только взрыв мотора на предпоследней гонке фактически оставил Шумахера за бортом борьбы за чемпионство. Однако в Бразилии он смог уйти красиво – несмотря на технические проблемы в квалификации, и отставание почти на круг от лидера в середине гонки, он смог пробиться на четвёртое место. Попутно он поставил лучший круг в гонке, заставив даже недоброжелателей восхищённо смотреть на свои манёвры.

За 15 лет своей карьеры Шумахер стал культовой фигурой для болельщиков всего мира, переписав всю книгу рекордов «Формулы-1». На его счету 91 победа, 68 стартов с первого места, 76 лучших кругов и 167 подиумов. На трассе он выглядел весьма противоречиво. С одной стороны, он показывал себя расчетливым человеком, который очень часто выигрывал гонки за счёт тактики и чёткой работы механиков. Но, с другой, он неоднократно совершал рисковые и умопомрачительные обгоны, которые заставили восхищённо трепетать любителей автоспорта.

Футболист-подкаблучник

Заслуги Шумахера перед спортом оценили и его коллеги из других дисциплин. В 2002-2003 гг. он признавался лучшим спортсменом мира, а немецкие болельщики сочли, что именно «Шуми» стал лучшим спортсменов Германии в ХХ веке. Помимо прочего, Шумахер поднял на недосягаемую высоту и гонорары. Так, в 2003 году он получил за сезон 45 миллионов евро, а в течение нескольких лет оставался самым высокооплачиваемым спортсменом мира. Неудивительно, что по причине своих больших заработков у него возникали проблемы с налоговыми органами Германии, из-за чего он предпочитал жить в Швейцарии и Монако, где налоги значительно ниже.

Удивительно, но при постоянной жизни на виду Шумахер совершенно не был персонажем светской хроники. Сам он рассказывал, что в молодости обожал гулять по девушкам, но, став чемпионом, остепенился. В 1995 году он женился на девушке по имени Коринна, которая родила ему дочь Джину-Марию и сына Мика. Он не стесняется признаваться в том, что в обычной жизни является подкаблучником. Так, Шумахер не скрывал, что решение о том, заканчивать карьеру или нет, принимала супруга.

Единственное, что позволял себе Михаэль – играть в футбол вместе со звёздами самой популярной игры. Он даже выступал за команду мастеров одной из низших лиг Швейцарии, а футбольные специалисты заметили в нём большие футбольные способности. В показательных матчах на лучших аренах Европы Шумахер неоднократно поражал ворота таких монстров вратарского искусства, как Оливер Кан и Джанлуиджи Буффон. Что ж, талантливый человек талантлив во всём.

В 2004 году один из немецких НИИ опубликовал исследование, которое пыталось найти разгадку феномена бесконечных побед Шумахера. Учёные обнаружили, что у него необычное строение глаза, позволяющее видеть на два поворота вперёд и заранее просчитывать ходы. Что ж, теперь, после ухода Михаэля, ещё не один НИИ будет изучать и объяснять действия этого человека. Никто не удивится, если в его родном Керпене откроется не только музей гонщика, но и посвящённый исключительно ему крупный научно-исследовательский центр. В конце концов, Михаэль Шумахер заслужил это как никто другой.

Вадим Трухачев