Новости

Сегодня – Вербное воскресенье

24 апреля православные христиане празднуют Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим. Согласно Священному Писанию, у городских ворот Иисуса Христа встречали тысячи радостных, восторженных людей, они кричали: «Осанна Сыну Давидову!», т.е. «Красуйся, Сын Давидов!», и устилали путь Господа пальмовыми листьями...

В «заснеженной России» пальмы, как известно, не растут, и единственное дерево, которое к этому времени уже распустилось – верба. Поэтому в этот день верующие украшают вербами храмы, квартиры, дарят их друг другу. Светлый весенний день, великий праздник… Между тем это один из самых драматичных праздников церковного года. Почему? Ведь в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, Его встречают ликующие толпы народа, готовые сделать из Него своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом, о чем можно грустить в такой день?

Увы, повод печалиться есть. Мы приближаемся к самому драматичному моменту человеческой истории – богоубийству. Все сегодняшнее торжество, все ликование, все надежды израильтян основаны на глубочайшем непонимании миссии Сына Божьего на земле, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», меньше чем через неделю повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет кричать Понтию Пилату: «Распни Его, распни!»

Что же случилось? Дело не только в том, что толпа – страшная разрушительная стихия, лишенная логики и последовательности. Главная причина трагедии в том, что Израилев народ ожидал от Христа, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную, станет ожидаемым Мессией, Который освободит народ от римских поработителей и покорит ему всю планету, что кончится оккупация, обидчики израильтян получат по заслугам. А Он учил, что господин должен стать слугой своим слугам, что с Его приходом в мир богоизбранность перестает быть привилегией Израильского народа и богоизбранным становится каждый, избравший своим господином Бога…

Христос вступает в Священный Град, тихо восходя к Своей смерти, и обращаясь к Иерусалиму, говорит: «Оставляется дом ваш пуст». Отныне пуст ваш народный дом, пуст ваш храм, опустела душа, надежды, жизнь. Жизнь завещана тем, кто примет Спасителя, Который через неделю Сам «воскреснет из мертвых, смертью смерть поправ» и из вечности протянет смертному человеку Свою руку.

Вербное воскресенье – праздник, преисполненный парадокса: одним – большинству - оставляется «дом их пуст», другие – горстка сохранивших верность учеников Христа - входят в дом Божий и сами становятся храмом Святого Духа, домом вечной жизни.

После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя – самая строгая неделя Великого Поста. Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию того или иного события в крестном пути Спасителя. Великая среда - это день предательства Иудой Христа, Великий четверг - день Тайной вечери, установления Христом таинства Причащения, Великая пятница - день распятия Сына Божия (по церковному уставу в этот день вообще не положено есть), Великая суббота - схождение Создателя мира во ад и освобождение многих его узников. В богослужениях Страстной седмицы отражено глубокое значение каждого их этих дней для всего человечества.