Новости

Компьютерные игры выбирают не ленивые дети, а ленивые родители

Сегодня в эпоху потребления полки детских магазинов завалены куклами, конструкторами и паззлами. Однако нынешних детей куда больше интересуют компьютерные игры. Современное поколение малышей порой осваивают мамин планшет быстрее родителя, которые не отдают себе отчет, что достаточно хоть раз отвлечь ребенка планшетником - и ему уже будет не до плюшевых медведей.

Бесспорно, технические новинки призваны развивать навыки коммуникации между людьми, но детям предстоит жить в реальном мире. Для развития им необходимо моделировать ролевые игры («дочки-матери», помните?), учиться не только логически мыслить, но и развивать моторику, рисовать, например, а не превращаться в роботов.

Директор Института Супружеской Психотерапии, президент фонда «Детское Здоровье», членАмериканской психологической ассоциации Александр Кузнецов считает, что компьютерные игры, требующие от ребенка минимального участия, пораждают пассивные личности.

«Игра в традиционные игрушки предполагает активность ребенка во внешней среде, то есть человек проявляет активную позицию, пытается преобразовать. Современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума: они все времясмотрят телевизор», - рассказал эксперт в интервью ресурсу Missus.Ru. Таким образом, по мнению Кузнецова в детях культивируется пассивное мышление, в отличие, например, от чтения книг.

Кроме того, эксперт обращает внимание и на регресс в физической активности: «Время, которое раньше тратилось на игры в игрушки, сейчас тратится на пассивное созерцание, максимум на наблюдение за монитором компьютера или взаимодействие с ним. При этом руки и ноги не двигаются, координация не развивается, в результате мы получаем серьезные нарушения психомоторного развития».

Между тем, президент Международного союза общественных организаций «Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства» Татьяна Рощина считает, что засилью электронных игр во многом способствуют сами родители: «Обратите внимание: в ресторанах, в кафе родители, чтобы дети не домогались их внимания, дают им планшетник или игровую приставку. То есть что угодно, только не то, где надо что-то делать руками. Им не читают сказки: зачем, когда можно все смотреть? И самое удобное - родителей это не отвлекает. Потому что если ребенок начинает что-то собирать руками, то ему кто-то должен помочь, а здесь помогает сама техника -только нажимай на кнопки».

Однако и сами игрушки - целая наука. Им посвящены научные статьи и монографии, а в 2008 году создан Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Он был создан по инициативе Московской городской думы, когда депутаты обеспокоенные валом низкокачественных игрушек обратились к городскому правительству с просьбой организовать процедуру специализированной психолого-педагогической экспертизы - не менее важной, чем санитарно-гигиеническая проверка.

Департамент образования рекомендовал организациям, осуществляющим закупки игр, игрушек и игровых материалов для государственных образовательных учреждений, привлекать в качестве экспертов специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. В процессе экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность, а также этические и эстетические качества.

К настоящему моменту оценено уже более 500 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке. Одним из важнейших этапов экспертизы является применение изделия «по прямому назначению". Для этого новинку отдают детям, чтобы пронаблюдать как они с этими игрушками играют.

«Некоторые серьезные производители стремятся получить нашу экспертизу, прислушиваются к рекомендациям психологов на этапе подготовки изделия, заказывают методические рекомендации по правильному использованию игрушки», рассказывает корреспонденту Missus.Ru глава Центра Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Психологи МГППУ разделили все игры и игрушки на 12 видов: образные, ролевой атрибутики, транспортные, конструкторы, составные картинки и мозаики, трансформеры, игры с правилами и пр. В отдельной витрине находятся игрушки, которые педагоги и психологи находят вредными, то есть не подходящими для игры детей.

Зачастую взрослым кажется, что чем больше «наворотов» в игрушке, тем лучше. Насамом же деле детям нужны игрушки простые, в которые можно вложить свой образ. Стоит отметить, что игрушки способны навязывать определенный способ действий. Известно, что игра - это большой умственный и душевный труд, который предполагает постановку целей и умение их добиваться, действовать.

Ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла - еще и определенная модель человека, и ее облик так или иначе накладывает отпечаток на сознание.