В созвездии Лебедя ученые обнаружили необычную "пятерку"

Наблюдения за уникальной звездной системой Kepler-47 в созвездии Лебедя помогли астрономам найти в ней еще одну планету, что расширило число ее обитателей до пяти — двух звезд и трех миров.

Подробное описание планеты было опубликовано в Astronomical Journal.

Ученые предполагали, что если в системе Kepler-47 есть еще планета, то ее орбита будет еще больше удалена от светил, чем у двух уже известных нам миров.

Но они не могли предположить, что она окажется самым крупным газовым гигантом системы.

Так называемые "татуины" — планеты, вращающиеся вокруг двух звезд — крайне редки по астрономическим меркам.

Ученые связывают их редкость с тем, что такие планеты редко формируются и их крайне сложно видеть при помощи имеющихся сегодня телескопов.

Уэлш и его коллеги сообщили об ее открытии в августе 2012 года, обнаружив характерные колебания в яркости светил.

Одна из них похожа по размерам и массе на Солнце, а вторая меньше его примерно в три раза. Вокруг них кружат две крупные планеты, похожие по габаритам и свойствам на Нептун и Уран.

Первый "татуин", обладающий рекордно малыми размерами, совершает оборот вокруг звезд за 49 дней, а вторая, более крупная и далекая планета, облетает их за 303 дня.

Микробы вряд ли могут существовать в атмосфере газового гиганта, однако ничто не мешает им появиться на поверхности или в океанах лун этого далекого "татуина".

В последующие годы ученые зафиксировали шесть всплесков в силе свечения Kepler-47, не связанных с двумя другими планетами. Этих данных хватило для вычисления орбиты этой планеты и открытия у нее сразу нескольких неожиданных свойств.

Как и внешний мир этой системы, третий "татуин" Kepler-47 находится внутри "зоны жизни", хотя и подходит очень близко к его внутренней границе.

В ее окрестностях должны царить почти земные температуры, что должно благоприятствовать зарождению жизни на лунах этого газового гиганта, заключают ученые.

Подготовил Геннадий Завязкин