"Шесть наших исследований подтвердили, что, даже просто сняв свитер или случайно сверкнув телом, вы можете существенно изменить мнение окружающих о вас", - поясняет Грэй. При этом, что интересно, результаты экспериментов относятся к обоим полам. И, что не менее интересно, совершенно голых людей мы не считаем абсолютными тупицами - потому что, как правило, с обнаженными визави мы сталкиваемся отнюдь не за деловым разговором, а при других, более приятных, обстоятельствах.
"Видя человека, подчеркивающего одеждой свою привлекательность, мы менее склонны думать о нем, как о человеке планирующем и действующем - скорее, мы рассматриваем его как искателя приключений", - рассказывает профессор. Кстати, именно сочетание этих двух аспектов и формирует наше мнение о человеке.
Что же происходит, когда мы видим чересчур оголенного гражданина? Мы думаем: ага, мечтатель он еще тот, но вот с построением сколько-нибудь определенного плана действий у него явно проблемы. По словам Грэя, это связано с тем, что мы непроизвольно думаем о теле стоящего перед нами человека и о его разуме как о двух отдельных вещах. Все "телесное" мы подсознательно связываем с переживаниями и мечтами, а способность планировать относим исключительно к умственной сфере.
В реальной жизни это означает, что ношение излишне откровенного наряда в офисе может пагубно сказаться на карьере, посколько в глазах большинства это будет символизировать отсутствие у обладателя такого костюма лидерских качеств и компетентности.
С другой стороны, мини-юбки и легкомысленные блузочки несут и другой смысл: "раздетые" люди кажутся нам более хрупкими, ранимыми и нуждающимися в нашей защите и опеке.
"Окружающие более бережно относятся к тем, на ком мало одежды и гораздо чаще вступаются за них. В одном из наших экспериментов мужчины с голым торсом гораздо чаще избегали легких ударов током от остальных доровольцев, чем те, на ком были надеты футболки", - рассказывает Грэй.