Британские ученые

Когда нужно пить за рулем...

Когда нужно пить за рулем.... 48012.jpeg

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что "пить за рулем нельзя". Другое дело, что многие водители нарушают это правило, надеясь на "авось" — что нередко влечет за собой тяжелые последствия, и не только в виде огромных штрафов, но и человеческих жертв из-за "пьяных ДТП". Но, оказывается, если не пить за рулем — последствия могут быть не менее тяжкими. Правда, при этом имеется в виду употребление водителями безалкогольных жидкостей — воды, соков и т. д.

Данную закономерность недавно выяснили исследователи из Великобритании. В ходе экспериментов они заставляли "тружеников дорог" отказываться от употребления любых жидкостей, и после этого замеряли основные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения — быстроту реакции, отсутствие сонливости и т. д. Выяснилось, что обезвоживание по этим показателям вполне сравнимо с концентрацией спирта в крови на уровне 0,8 промилле — что обычно считается "тяжелой степенью опьянения".

Конечно, эти данные не означают, что вскоре британские, а затем и российские "гаишники" станут штрафовать водителей за "езду в обезвоженном виде". Это не случится хотя бы потому, что, в отличии от алкогольного опьянения, экспертиза "обезвоженности" возможна только с применением сложных тестов, отсутствующих не то, что у сотрудников дорожной полиции, но даже и в большинстве обычных больниц.

Тем не менее, никто не отменял пункт 2.7. Правил дорожного движения: "Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения".

Да, по большому счету, каждый человек, садящийся за руль, и сам должен понимать, что в вяло-полусонном состоянии он представляет смертельную опасность и для себя самого, и для других участников дорожного движения.

Почему так опасно обезвоживание? Да как раз в силу вышеупомянутой сонливости. Которая, в общем, сама по себе носит вполне физиологический характер. Любой из нас может вспомнить, как после сытного обеда его не раз клонило хотя бы немножко вздремнуть. А все потому, что находящаяся в желудке пища "оттягивает" на себя жидкость, в том числе, опосредовано, и из клеток головного мозга. Наступает их физиологическая дегидратация, проявляющаяся снижением активности и развитием сонливости.

Ведь для нормального переваривания пищи физическая активность, когда превалирует симпатическая часть вегетативной нервной системы, с основным медиатором адреналином, "не в тему". А для нормального пищеварения нужно превалирование парасимпатической части ВНС — с медиатором ацетилхолином. Для большей убедительности можно вспомнить, например, удавов — которые после заглатывания какого-нибудь поросенка могут его переваривать во время полусна несколько недель, даже не думая не то что о новой охоте — но даже и об обычной "разминке".

Противоположным состоянием для клеток мозга является гипергидратация — повышенное насыщение водой. Могущее наблюдаться, например, у алкоголиков в состоянии "белой горячки" — которые из-за этого могут не спать по несколько суток.

Но, понятно, что обезвоживание мозга может развиться не только после слишком сытного обеда (хотя о его опасности тоже должны помнить "труженики баранки"!) — но и просто из-за общего недостатка воды в организме.

Причин нехватки воды в организме может быть много. Летом, в жару, самой основной причиной обезвоживания является повышенное потоотделение. Но и те, чьи автомобили оборудованы кондиционерами, да и если приходиться ездить в более холодное время года, все равно не должны расслабляться.

Потому что существует еще один важнейший фактор — просто снижение употребления жидкости в дороге. Нередко, в связи с не высказываемой вслух причиной — нежеланием часто останавливаться для отправления, пардон, "малой нужды". Кто не хочет терять время на поиски придорожных туалетов (а без них порой сделать, что надо весьма проблематично), кто-то просто хочет доехать до пункта назначения побыстрее. Тем самым, вгоняя себя в самое настоящее обезвоживание — ведь, чтобы почки помедленнее наполняли мочевой пузырь, как раз и надо, чтобы жидкости в организме было поменьше. Тогда и возникнет "олигурия", пониженное мочевыделение. Желанное для любителей мнимого комфорта за рулем — но являющееся симптомом в том числе и как раз дегидратации клеток мозга.

Как этого избежать? Очень просто — побольше пить и, желательно, не забывать о том, что воду из клеток мозга забирает еще и излишне "плотный" прием пищи. Кстати говоря, если мочевой пузырь часто будет переполняться — это станет дополнительной гарантией того, что уснуть за рулем будет проблематично, а это лишь добавит шансов на благополучное завершение длительной поездки.

Но если, несмотря на принимаемые меры (или из-за их игнорирования) обезвоживание мозга, все же, развилось — надо просто перестать насиловать организм, и дать ему возможность делать то, что он требует от своего владельца. Наступила сонливость — значит, надо хоть немного вздремнуть. Как Штирлиц из "17 мгновений весны" — на пути из Швейцарии в Берлин. Благо, ныне практически все автомобили оснащены сиденьями с мягкими подголовниками — пусть и предназначенными в первую очередь для безопасности в случае ДТП, но вполне могущие выполнить роль удобной подушки на стоянке.

Ну, а потом уже можно размяться, выпить кофе — и обязательно не забывать о достаточном питье других жидкостей. В противном случае, поездка может стать настолько же опасной, как и после "приема на грудь" солидной дозы чего-то "горячительного".