Родившийся в Аппалачах в 1950 году Брент Кеннеди привык думать, что является англо-шотландским гибридом, как и все жители родного городка Уайз штата Вирджиния. В 1962 году он посмотрел фильм «Лоуренс из Аравии» и с большим удивлением отметил, что его родители очень похожи на персонажей-арабов.
Во всяком случае, гораздо больше, чем на персонажей фильма англичан. У Брента Кеннеди голубые отцовские глаза и черные, как у матери, волосы. К концу лета он становился настолько загорелым, что верил в семейное предание о том, что в 1900 году его прабабушке не разрешили голосовать на выборах, потому что она была до неприличия темнокожая.
«Я спрашивал у родителей: если мы English и Scotch, почему мы такие смуглые? Ответ был одним и тем же: замолчи и не говори глупостей. И я продолжал мучиться вопросом - кто же я на самом деле», - делится переживаниями детства 55-летний Кеннеди.
Ответ на вопрос был получен в декабре прошлого года, когда любопытствующий Кеннеди раскошелился на 199 долларов и прошел анализ ДНК в лаборатории DNAPrint Genomics в городе Сарасота штата Калифорния. Результаты оказались впечатляющими: Кеннеди на 45 процентов - северо- и западноевропеец, на 25 процентов - сын Ближнего Востока, на 25 процентов - смесь грека и турка, на 5 - уроженец Южной Азии. «Я почувствовал себя свободным от детских комплексов, - говорит Брент Кеннеди. - Получен ответ на вопрос, который меня так мучил в детстве, заставлял так много переживать...»
Его примеру к сегодняшнему дню последовало свыше сотни тысяч американцев, включая таких известных как Опра и Спайк Ли. Все они прошли тесты ДНК в коммерческих лабораториях. С помощью тестов, самые дешевые из которых стоят всего 95 долларов, можно выяснить принадлежишь ли ты «кровями» к индейцам, афро-американцам, имеешь ли отношение к людям с теми же фамилиями. «Последним словом» считаются услуги лаборатории, открытой в апреле нынешнего года клубом National Geographic при одноименном журнале. Эта лаборатория не только выясняет «корни», она составляет карту «миграции» твоих генов по планете в течение нескольких веков и предоставляет приблизительную хронологию этих «блужданий».
Некоторые люди, прошедшие процедуру ДНК-теста, говорят, что результаты подтвердили их глубоко интуитивные подозрения о своих истинных корнях.
Католический священник Уильям Санчес из Албукурга, штат Нью-Мексико, привык считать себя испанцем, однако утверждает, что всегда парадоксальным образом «чувствовал духовное родство с иудаизмом и богоизбранным народом». Он рос в католической семье и в католическом окружении, при этом его мать почему-то всю жизнь следовала некоторым сугубо еврейским национальным традициям, например, занавешивала зеркала, если в доме кто-то умер. «Голос крови» получил научное подтверждение после теста ДНК в коммерческой лаборатории Family Tree DNA в Хьюстоне. Все правильно: святой отец Санчес - еврей.
ДНК-тесты помогли многим желающим отыскать своих дальних родственников. Лео Литтл, инженер из Остина, штат Техас, использовал тест вкупе с данными исторических архивов и в результате исследования выяснил, что его пращура звали Томас Литтл, а родился «Литтл-старший» в 1816 году в Алабаме. «Я знал, что по линии Литтлов я с Юга. И хотя «Литтлов с Юга» достаточно много, в ходе исследования выяснилось, к каким именно из них я имею отношение. Потом я нашел трех очень «дальних» племянников, вместе с ними мы получили данные о нашем фамильном древе начиная с 1680 года».
Не менее захватывающее исследование провел генеолог-любитель из Пенсильвании Чарльз Керчнер. Он потратил около 3 тысяч долларов на тесты собственного ДНК и ДНК девяти дальних родственников. «Используя анализ ДНК и имеющиеся у нас материалы исторических архивов, мы нашли своих очень далеких предков. Они жили в XY веке в Германии и Швейцарии. И это еще не предел, работа будет продолжена».
Для многих людей результаты таких исследований оказываются не просто впечатляющими, но и шокирующе неприятными. Можно представить себе состояние человека, который привык выводить свою генеалогию напрямую, скажем, от Тараса Бульбы, а по результатам анализа ДНК оказавшимся потомком «жида-концессионера». Или, если речь идет об Америке, убежденного Ку-Клукс-Клановца, у которого неожиданно обнаруживается «негритянская бабушка», жившая всего полтора столетия назад... Подобные ситуации неизбежно порождают вопросы о том, в какой степени достоверны и объективны результаты ДНК-теста.
«Когда генетический анализ становится коммерческим продуктом, он упрощается и схематизируется, - говорит Хэнк Грили, профессор юридического факультета университета Стэнфорд. - Достаточно просто выяснить с помощью ДНК африканские или азиатские корни человека. Сложнее, например, с происходящими из Шри Ланки или Берега Слоновой Кости. Достоверность информации будет расти по мере того как растет количество людей, прошедших анализ ДНК».
В статье использованы материалы журнала Time.