Будь в курсе

Древние египтяне верили, что у кошек есть 'божественная энергия'

Почувствуйте благодарность перед вашим персидским пушистиком, когда он свернулся спать на вашем колене. Вас можно направить на древних египтян.

ДНК-данные показывают, что первые дикие кошки "самодоместицировались" в Ближнем Востоке и Египте примерно 10 000 лет назад, когда пятнистые кошки заблудились в ранних сельскохозяйственных общинах, чтобы поохотиться на грызунов, которые крадут зерно, и остались ради бесплатных кусочков еды и гладких ласк благодарных людей.

Однако уровень преданности, которую древние египтяне проявляли к своим кошкам, шел далеко за пределы теплых чувств владельца домашних животных. С течением веков кошки в Египте превратились из полезных деревенских хищников в физические воплощения богов и символы божественной защиты.

"Египтяне смотрели на кошку так же, как они смотрели на все, как на способ объяснить и воплощение вселенной", объясняет египтолог Мелинда Хартвиг, - говорит куратор древнего египетского, нубийского и ближневосточного искусства в Карлос-музее Майкла С. Карлоса университета Эмори в Атланте.

Однако Хартвиг хочет сделать одну вещь ясной: египтяне не поклонялись кошкам, но верили, что у кошек есть капля божественной энергии. Самым распространенным верованием было то, что домашние кошки несут в себе божественную сущность Бастет (или Баст), богини с головой кошки, которая символизировала плодородие, домашнюю жизнь, музыку, танцы и удовольствие.

Поэтому кошек следовало охранять и чтить. В разгар популярности культа Бастет, укрепившегося во втором веке до н. э., наказание за убийство кошки, даже случайно, было смерть. Амулеты и обереги с изображением кошек носили и мужчины, и женщины, чтобы защитить дом и принести удачу при родах. Украшения в виде кошек и котят были популярными новогодними подарками.

Самым замечательным для современных археологов является астрономическое количество мумифицированных кошек, найденных на кладбищах по всему Египту, включая сотни тысяч кошачьих мумий, накопленных в катакомбах Саккары и Телль-Басты, главных местах поклонения богине Бастет. В храме Бастет в Телль-Басте считается, что священники поддерживали большие "кошачьи дворы", которые обеспечивали процветающую торговлю кошачьими мумиями.

"Мумифицированных кошек продавали паломникам, которые шли в храм богини Бастет и возвращали богине частицу ее энергии", - говорит Хартвиг. "Они также просили о покровительстве в форме молитвы, известной как вотив."

Хартвиг говорит, что так много кошачьих мумий пережило века, потому что их уничтожение было запрещено в древнем Египте, так как они несли сущность Бастет. Поэтому они оказались спрятаны в заранее существовавших захоронениях и вторичных катакомбах. В ходе раскопок в пирамидном комплексе в Саккаре были обнаружены десятки кошачьих мумий, включая некоторых, похороненных в известковых гробах.

Что касается гробов, то Хартвиг говорит, что они были зарезервированы для домашних животных, умерших естественной смертью. Другие кошки, без сомнения, были убиты и мумифицированы, чтобы сопровождать своих хозяев в загробную жизнь. И еще больше кошек были жертвами храмовых кошек и котят, которых приносили в жертву и мумифицировали для храмовых обрядов.

Кошки часто встречаются на древнеегипетских фресках и артефактах, включая бронзовую фигурку кошки, кормящей четырех котят, и большую известковую скульптуру сидящего льва, представленную на недавней выставке "Божественные фелины" в музее Карлоса. Но большая часть информации о почитании египтянами кошек пришла к нам через древнегреческого историка Геродота, писавшего в V веке до н. э.

Хартвиг не уверена, насколько стоит доверять сведениям Геродота, который прилагал все усилия, чтобы изображать египтян как экзотических "других".

Например, по словам Геродота, египетские семьи брили бы брови, если их домашний кот умирал естественной смертью, и брили бы все волосы на теле, если умирала их собака. И если дом египтянина горел, Геродот сообщал, что мужчины не пытались бороться с огнем, а сосредотачивали всю свою внимательность на спасении кошек и предотвращении их прыжка обратно в пламя.

Геродот также рассказывает красочную историю о персидском вторжении в Египет в 525 году до н. э., когда персидский король Камвиз II, по его словам, нанес удар по египтянам, используя их любовь к кошкам в битве. Геродот пишет, что Камвиз II заказал изображения кошек на щитах своих солдат и провел большое стадо кошек и других домашних животных перед своей армией. Египтяне, так боясь убить животных и обидеть богиню Бастет, сдались.

Как видно, древние египтяне придавали кошкам особое значение, веря, что у них есть нечто божественное. Эта вера отразилась во многих аспектах их жизни и поклонения.