Мохан не имел пристрастия к азартным играм, но решил попробовать разгадать алгоритм популярных моментальных лотерей типа: "Сотри и выиграй!". История не нова - однако на этот раз проблемой занялся не дилетант. Шривастава закончил Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет по специальностям «программист» и «геолог». Он работал в консалтинговой компании, занимавшейся прогнозированием рентабельности добычи полезных ископаемых. Например, горнодобывающая компания предоставляет ему несколько образцов золоторудной породы из потенциальных месторождений и просит указать, какое их них предпочтительней разрабатывать.
Образцы имеют набор нескольких характеристик, казалось бы, не связанных между собой. На самом деле это далеко не так. Перспективность месторождения определяется многими факторами, и наибольший потенциал имеют месторождения с определенной их корреляцией. «При помощи компьютерной программы я достаточно точно могу определить, сколько золота находится под землей в каждом из этих месторождений», говорит Мохан.
Подобную логику он примерил и при разгадывании кода лотереи типа Бинго (аналог русского лото). Были учтены два фактора. Во-первых, лотерея носила массовый характер, поэтому Мохан сделал вывод о том, что кодировку номеров обеспечивала компьютерная программа, которая устанавливала их последовательность. Во- вторых, случайной эта выборка быть не могла, поскольку надо контролировать количество выигрышных билетов и получать прибыль.
Лотереи типа Бинго приобрели огромную популярность на Западе за счет того, что игрок не сразу понимает, проиграл он или нет. Его ловят на крючок растянутой по времени интриги : «угадал или нет». В этой лотерее не один ряд сравнения, как в обычной, а восемь. Имеются поля с видимыми рядами цифр (как карточки в русском лото) и под защитным слоем - другой ряд цифр, которые по аналогии с русским лото «выкрикиваются», то есть стираются. Если номера на стираемом поле совпали с номерами на открытых полях, то игрок выигрывает. Должно быть не меньше трех совпавших номеров на одном поле. Чем больше совпавших номеров, тем больше выигрыш. Вы можете выиграть на одном поле, а можете на многих, это тоже увеличивает премию.
Шривастава сосредоточился на видимых полях карточки и обнаружил закономерность: чем меньше повторялись номера, тем выше была вероятность выиграть приз. Например, числа от 1 до 39 на 72-х местах на 8-ми карточках могли повторяться различное количество раз. Число 17 могло повторяться пять раз, а 38 - только один. Так вот, видимые цифры-«одиночки» почти всегда были и под защитным слоем. Если три числа-«одиночки» появлялись в ряду одного из видимых полей билета, то он почти всегда был выигрышным. Несколько билетов Мохан купил, чтобы проверить свои выводы. И выиграл.
Читайте также: Приносят ли счастье легкие деньги
Первым побуждением было использовать открытие, чтобы стать миллионером, но немного подумав, он отказался. По очень простой причине. Чтобы грабить лотерейщиков, надо было проверять тысячи билетов, объезжая магазины. Шривастава подсчитал, что за день он мог бы «заработать» таким образом не более 600 долларов. «Честно говоря, я зарабатываю гораздо больше в качестве консультанта. Игра не стоила свеч, и дело тут вовсе не в моей нравственности», - признался он.
После безуспешных попыток связаться со службой безопасности организатора лотереи, которая, вероятно, сочла его очередным сумасшедшим, он послал почтой два конверта с билетами и запиской, объяснявшей, что вероятность выигрыша у билетов в первом самая высокая, а вторые проиграют. Вскоре пришел ответ: администрация лотереи с удивлением подтверждала, что среди 20 билетов первой группы 19 выиграли.
Конечно, лотерея была снята с продажи, пишет газета Wired. Судя по статистическим данным, не один Шривастава умеет взламывать коды. Так в штате Массачусетс один «умельцев» обналичил между 2002 и 2004 1588 билетов на сумму 2,84 миллиона долларов. По предположению Шриваставы, этим миллионером может быть, например, лидер общественной организации, который закупает билеты оптом для распространения на благотворительных вечеринках. «Свой первый код я взломал в 2003 году, с тех пор мало что изменилось, все дело в том, что ничего случайного в лотерее нет и никогда не будет».