За свою долгую спортивную жизнь Александр Попов выиграл столько медалей, что не под силу иным сборным командам. Он четырехкратный олимпийский чемпион по плаванью на дистанции 50 и 100 метров вольным стилем, шестикратный чемпион мира и двадцатикратный - Европы. В общем, человек-легенда.
И вот он ушел из большого спорта. Ушел, увы, не победителем и как-то очень буднично - без торжественных заявлений об окончании спортивной карьеры и торжественных проводов. Во время проведения в Москве этапа Кубка мира Попов походил, походил по бортику бассейна, наградил пару победителей и понял, что сердце во время соревнований не стучит волнительно, как прежде - а значит, пришла пора вешать плавки на гвоздь.
От Барселоны до Атланты
Грустно, конечно, что большой спортсмен Попов уходит из спорта. И обидно, что он не смог уйти непобежденным. Он очень хотел выиграть в Афинах, но не получил там даже «бронзы». Олимпиада-2004 была для Александра четвертой. Как говорится, спринтеры столько не живут. Короткие дистанции требуют колоссальных физических затрат, выдержать которые способен только молодой организм. Потому обычно спринтеры, даже очень хорошие, выступают на максимуме один, в лучшем случае два олимпийских цикла.
Четыре Олимпиады сдюжил только Попов. Он выиграл 50 и 100 метров вольным стилем сначала в Барселоне-92, потом в Атланте-96. Там, в США, главным конкурентом Александра был молодой и талантливый американец Гэри Холл. На его победу пришел посмотреть тогдашний президент Билл Клинтон. Борьба между россиянином и американцем развернулась тогда сумасшедшая. Билеты на этот «заплыв века» продавались исключительно с рук и за бешеные деньги. На дистанции в 50 метров оба спортсмена показали фантастический результат, но Попов финишировал первым, не позволив отыграться Холлу и на стометровке. В итоге Клинтон, скрипя сердце и сжав зубы, был вынужден аплодировать триумфу Попова.
Серебро Сиднея и афинские невзгоды
Через четыре года на Играх в Сиднее Александр всерьез никем уже не воспринимался. Мол, приехал «дедушка» российского плаванья искупаться в олимпийском бассейне. Ну, и пусть себе бултыхается, а за медали будут спорить другие. Но Попов в Австралии доплыл до «серебра» на «сотне». Результат для ветерана вполне приличный и, казалось бы, наступил вполне подходящий момент, чтобы с честью уйти из спорта. Но дело в том, что ветераном Попов себя тогда не чувствовал. Мало того, он нацелился на четвертую Олимпиаду.
На чемпионате мира 2003 года Попов вверг всех своих соперников в шок. В глубоко «пенсионном» для современного плаванья возрасте (Попову к тому времени исполнился 31 год) он легко и непринужденно выиграл в Барселоне три золотые медали - на «полтиннике» и стометровке, а также в комбинированной эстафете.
В Афины Попов ехал фаворитом. Он был настолько уверен в себе, что согласился нести флаг российской делегации на церемонии открытия, которая проходила за два дня до первого старта. Злые языки даже поговаривают, что Попов якобы сам напросился на роль знаменосца. Что ж, даже если так, то четырехкратный олимпийский чемпион имел на это полное право, но только в том случае, если ехал в Афины на людей посмотреть. А коли хотел себя показать, то ему нужно было отдыхать и сил накануне старта набираться, а не с флагом расхаживать., Видимо, тех сил, которые Попов оставил на церемонии открытия, ему не хватило на дорожке. В итоге на обеих своих любимых дистанциях Александр даже не пробился в финал.
Турецкий и заграница
Между прочим, тренер Александра, знаменитый на весь мир Геннадий Турецкий, был уверен, что Попов в Греции хоть что-нибудь да выиграет. Мол, не знаю, как Саша, а я без медали уезжать из Афин не намерен. Но - пришлось.
Вот так Попов огорчил своего наставника, с которым проработал бок о бок полтора десятка лет.
Плавать Саша научился в 8 лет, с большим трудом преодолев страх перед водой. Через два года начал всерьез тренироваться, причем первой его специализацией была «спина». И только после перехода в 1990 году под крылышко Турецкого он переквалифицировался на вольный стиль.
Благодаря все тому же Турецкому, которого в 1993 году позвали работать в Австралию в Национальный институт спорта, и Александр оказался на Зеленом континенте. Правда, его там, в отличие от его тренера, не ждали: зачем уделять внимание одному из главных конкурентов, коим этот мальчишка являлся для австралийских пловцов?
Интересно, что еще один знаменитый подопечный Турецкого - австралиец Макл Клим зарабатывал в год от 3 до 5 миллионов долларов. Попову такие деньги и не снились. Другое дело, если Александр принял бы австралийское гражданство, о чем ему не раз намекали. Но он отказался, справедливо посчитав, что деньги в этой жизни решают далеко не все. Впрочем, несмотря на все трудности, Попов прожил в Австралии более 10 лет.
- Я ехал туда, прежде всего, тренироваться. Хотя было непросто: чужой язык, чужая культура, зато хороший климат и отличные условия для тренировок. Конечно, вдали от России было тяжело. Мы, россияне, сильно отличаемся от иностранцев. Не хватало друзей. Да, сложился определенный круг общения, но это все не то. Не для души. К тому же, за границей все мы - иностранцы. Предвзятое отношение чувствуешь всегда. Перелеты из Австралии в Европу очень утомительны. Вот и решил я вместе с семьей перебраться в Швейцарию. Почему не в Россию? Потому что в Швейцарии в плане быта и тренировок устроиться легче. Но, знаете, когда прилетаю в Шереметьево, всегда ловлю себя на мысли: мол, вот я и дома.
В Швейцарию Попов также отправился вместе с Турецким. Тренировался, иногда выступал на местных соревнованиях за скромный швейцарский клуб и готовился к Олимпиаде.
А чем все это закончилось, вы уже знаете.
Семья Поповых
За границей Попов не только тренировался, но и устраивал свою личную жизнь. В 1997 году в муниципалитете Канберры он зарегистрировал брак с Дарьей Шмелевой - известной пловчихой, выступавшей за сборную России на Олимпиаде в Атланте. Через несколько месяцев у молодой семьи родился первенец Владимир, а через три года на свет появился Антон. Ребята какое-то время росли в Австралии, чем сам Попов был не слишком доволен.
- Когда родился Владимир, а потом Антон, я стал задумываться о многих вещах. Например, о том, что не хочу, чтобы мои дети воспитывались по австралийским или швейцарским традициям. Многие люди, уехав за границу вроде бы на время, остаются там навсегда - потому, что дети привыкают к чужой культуре. Но я не хочу, чтобы нечто подобное произошло с моими детьми.
Кстати, родители Александра, которые до сих пор живут на родине Попова в городе Лесном Свердловской области, долгое время были буквально отрезаны от внуков. Они и с детьми-то встречаются лишь раз в два года. Дело в том, что Лесной - город закрытый. Там расположен комбинат «Электрохимприбор», работающий на оборонку, и родители Попова являются невыездными. На протяжении многих лет они не могли получить разрешение на выезд в Австралию и Швейцарию.
Как рассказывала Валентина Попова, чиновники не могут сделать исключение даже знаменитому спортсмену. Сам Александр не раз говорил о том, что эта проблема его сильно беспокоит. Уже много лет он вынужден общаться со своими родителями только по телефону. Как рассказала мать спортсмена, звонит Александр каждую неделю, вот только участвовать в воспитании внуков дедушка с бабушкой не могут.
Удар ножом
Но была в жизни Попова трагедия куда более страшная.
24 августа 1996 года, через полтора месяца после того, как Александр выиграл в Атланте свою третье и четвертое олимпийское «золото», он оказался на грани жизни и смерти. Возвращаясь поздно вечером с друзьями с дня рождения, и они решили купить арбуз. Им попытались подсунуть несвежий. Слово за слово - и разгорелась драка, в ходе которой Попова ударили ножом в живот, были задеты почка и легкое. Чемпиона срочно отправили в больницу, где сделали операцию, которая продолжалась три часа.
А потом было долгое лечение, непростой процесс восстановления. Тренироваться Попов начал только через 9 месяцев, да и то потихоньку-полегоньку. Он долго приходил в себя, тяжело набирал форму, и потому серебряная медаль Олимпиады в Сиднее, выигранная после тяжелого ранения, - дороже любого золота.
Кстати, едва встав после травмы на ноги, Попов крестился в православную веру, а крестным отцом Александра стал его тезка и не менее великий спортсмен - Карелин.
Чиновник
Но и даже покинув спорт, Попов не пропадет. Он давно уже свой человек во многих международных спортивных организациях. Он не напрашивался - его во всем мире сильно уважают, а потому везде выбирают. Сначала в Международный олимпийский комитет, потом в Международную комиссию спортсменов FINA, где он занимает пост Генерального секретаря. Сейчас Александр является вице-президентом Всероссийской федерации плаванья при Геннадии Алешине, но, судя по всему, недалек тот день, когда именно Попов станет там главным.
Однажды, накануне Игр в Афинах, он уже пытался поспорить с Алешиным за кресло. Выдвинул свою программу, заручился поддержкой Фетисова, но в итоге проиграл 7 голосов. Впрочем, тогда Попов не ставил перед собой задачи выиграть во что бы то ни стало. Получится - хорошо. Не получится - попробуем в следующий раз. Оно и понятно, тогда все мысли Александра были об Афинах. Там он вновь проиграл, но в новой для него «мирной» жизни обязательно постарается отыграться. Вот увидите, он обязательно выплывет.
Читать эту статью на английском: Alexander Popov: the battle for the Olympics is over, now it's time to fight back in 'peaceful' life