Авто

Китайские автомобили сияют на Мюнхенском автосалоне, подчеркивая экономические затруднения Германии

Китай, гигант в сфере электромобилей, представил на выставке по крайней мере семь брендов, тогда как немецкие автопроизводители тянут свою родную экономику вниз. Десятилетиями фраза "Сделано в Германии" означала передовые автомобильные технологии и дизайн. Но сейчас немецкие автопроизводители уступают в глобальной гонке по производству электромобилей, и некоторые руководители используют новую фразу, чтобы описать, как быстро им нужно догнать: "скорость Китая".

Этот термин отражает быстрое развитие китайской автомобильной индустрии в сфере батарейных автомобилей. И эта скорость была продемонстрирована на выставке I. A.A. Mobility в Мюнхене, где новички из Китая украли шоу.

Китайский производитель электрических автомобилей BYD, ставший лучшей маркой в Китае в этом году, представил перед плотной толпой изящный новый седан и внедорожник, получившие аплодисменты.

"Я думаю, что европейцы впечатлены тем, как китайцы будут действовать в Европе", — сказал Маттиас Шмидт, независимый аналитик рынка электромобилей, базирующийся в Берлине.

Выставка проходит в непростое время для немецкой автомобильной индустрии, самой крупной в Европе, и для немецкой экономики в целом. Ранее она была критически важным двигателем экономики страны, но сейчас немецкие автопроизводители стали обузой. В июне производство в автомобильной промышленности сократилось на 3,5 процента по сравнению с предыдущим месяцем, что повлияло на общее промышленное производство страны, снизив его на 1,5 процента.

Экономический рост в Германии замирает из-за высокой стоимости энергии и сырья

Известные немецкие компании, включая Volkswagen и химического гиганта BASF, отложили планы по расширению или объявили о строительстве в регионах с привлекательными поощрениями, такими как Китай и Северная Америка. Постоянно высокая инфляция поедает покупательскую способность немцев и способствует пессимизму среди потребителей и предприятий.

После того как экономика Германии провалилась в рецессию в конце прошлого и начале этого года, ее рост был практически нулевым с апреля по июнь. Бундесбанк, центральный банк страны, заявил, что ожидается "почти полное стагнация экономики в третьем квартале 2023 года".

Среди восьми развитых экономик, изученных Международным валютным фондом, только немецкая ожидалась уменьшающейся в этом году, что заставляет некоторых экономистов вспомнить призрак поздних 1990-х годов, когда, столкнувшись с рекордно высоким уровнем безработицы и стоимостью воссоединения Восточной и Западной Германии, экономисты назвали страну "больным человеком" Европы.

Правительство Берлина спешит отреагировать. На прошлой неделе оно утвердило снижение корпоративного налога на 32 миллиарда евро, или почти 35 миллиардов долларов, на четыре года, чтобы помочь оживить производство. Правительство также предложило сократить огромное количество бумажной бюрократии Германии для бизнеса, принимая, например, цифровые, а не бумажные копии официальных документов, чтобы перевести ее в цифровой век. Недавний опрос 500 компаний показал, что факс-машины остаются самой надежной формой связи.

Сравните это с HiPhi (произносится "хай-фай"), роскошной автомобильной компанией из Китая, основанной в 2019 году. Теперь она выпускает третью версию своих технически насыщенных электромобилей с дверьми, которые скользят вниз при нажатии кнопки, и огоньками снаружи и внутри дверей, которые могут мигать и менять цвет. Автомобили уже продаются в Германии и Норвегии, начиная с 105 000 евро, или 113 000 долларов, и были представлены на автосалоне.

Возможность быстро производить автомобили связана с иным подходом к автомобильному бизнесу, сказал Марк Стэнтон, главный технический директор компании.

"Страх перед неудачей огромен, и эта ментальность действительно становится преградой в вашем повседневном процессе", — сказал мистер Стэнтон. "Мы полностью избавляемся от этого".

Одним из ведущих факторов, беспокоящих компании в Германии, является постоянно высокая цена на энергию

Десятилетиями Германия гордилась стабильным энергоснабжением, которое позволяло заводам производить сталь и автомобили. Но источником этой энергии был природный газ, поставляемый из России, и немцы отказывались рассматривать других поставщиков.

После того как Москва прекратила поставки природного газа в Германию, цена на газ более чем в четыре раза выросла, вынудив многие компании сократить производство. Несмотря на снижение цен, они остаются почти вдвое выше, чем в 2021 году. Эти колебания стоимости поставки энергии приносят компаниям, нуждающимся в больших объемах энергии, ощущение нестабильности для долгосрочного планирования, как показал ежегодный опрос предприятий, проведенный Немецкими торговыми палатами и промышленностью. В этом исследовании было установлено, что доверие к энергетической политике правительства находится на самом низком уровне за последние десять лет.

Этот страх заставляет многие немецкие промышленные фирмы пересмотреть ранее запланированные инвестиции. Ранее в этом году Volkswagen решил отказаться от планов по строительству второго завода по производству батарей в Германии.

Компания уже строит один завод по производству батарей в Зальцгиттере, недалеко от своего штаб-квартиры в Вольфсбурге, и еще один в Валенсии, Испания. Весной Volkswagen объявил, что выбрал Онтарио в качестве местоположения своего первого завода по производству батарей за пределами Европы, привлеченный выгодными поощрениями и ценами на промышленную энергию, приблизительно на треть ниже, чем в Германии.

Снижение цен на энергию всего на 1 цент за киловатт-час может привести к ежегодному различию в затратах до 100 миллионов евро при производстве батарей для электрических автомобилей, заявил Оливер Блюм, генеральный директор Volkswagen, в интервью немецкому общественному телевидению ZDF.

"Если мы посмотрим на цены, которые нам предлагают в данный момент в Северной Америке или в других регионах мира, то Германия далеко позади", — сказал мистер Блюм.

Volkswagen не одинок в стремлении расширить свою производственную способность электромобилей за рубежом. Ранее в этом году BMW, базирующийся в Мюнхене, объявил, что инвестирует 800 миллионов евро в Мексику для производства высоковольтных батарей и своих новых полностью электрических моделей. Ожидается, что производство этих автомобилей начнется в 2025 году на заводе компании в Венгрии.

В Китае немецкие автопроизводители не смогли удовлетворить растущий спрос на батарейные автомобили, что создало вакуум, в который быстро встали китайские автопроизводители, производя доступные и привлекательные электрические автомобили, завоевывающие свой родной рынок. Volkswagen предпринимает шаги для улучшения своего положения в Китае. В прошлом месяце компания объявила, что инвестирует 700 миллионов долларов в практически 5-процентную долю в XPeng, китайскую стартап-компанию, производящую электромобили, чтобы удовлетворить спрос на китайском рынке.

Теперь китайские автопроизводители обращают свое внимание на Европу, где бензиновые автомобили должны быть запрещены через 12 лет.

На автосалоне традиционные немецкие автопроизводители представили планы по расширению производства полностью электрических автомобилей в ближайшие годы, но китайские производители продемонстрировали новые модели, которые они привозят на европейский рынок.

"Европа — стратегический рынок для BYD", — сказал Майкл Шу, управляющий директор BYD Europe. В прошлом месяце, по его словам, его компания стала первой автомобильной компанией в мире, которая доставила пять миллионов полностью электрических или гибридных автомобилей с подключением к сети.

Фердинанд Дуденхёффер, директор Центра автомобильных исследований в Дуйсбурге, Германия, описал автосалон этого года как "Zeitenwende", или поворотную точку.

"Zeitenwende, который видит Европу как интересный рынок для китайских электрических автомобилей", — сказал он. "Конкуренция будет жесткой."