Психология

Почему песни застревают у нас в голове?

Новое исследование раскрывает секрет между назойливыми песнями (таким песням дали сравнительное название "ушные черви", которые помогают понять, как функционирует мозг, и возможностью предсказать, какие песни станут хитами №1.

Мы все испытываем ощущение, которое заставляет нас съежиться — то ощущение, когда песня, без видимой причины, отказывается покинуть голову. Но новое исследование, опубликованное в научном журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts (Психология эстетики, творчества и искусства), помогает понять сущность "ушных червей", и тот факт, почему некоторые песни лучше других заседают в наших головах.

Масштабное исследование с участием 3000 участников показало, что "ушные черви" обычно более быстрые по темпу с довольно универсальной и запоминающейся мелодией. Они также демонстрируют уникальные интервалы, такие как прыжки или повторы, которые отличают их только от "средней" поп-песни.

Среди самых популярных мелодий — "ушных червей" в исследовании были

  • "Bad Romance" Леди Гаги,
  • "Don't Stop Believing" в исполнении Journey

и, по иронии судьбы, песня с говорящим названием

  • "Can't Get You Out Of My Head" Кайли Миноуг.

Музыкальная загадка

Научное исследование подтверждает распространенное предположение, что "ушными червями", как правило, выступают песни, которые дольше всего крутятся на радио и занимают позиции в музыкальных чартах, но в научном анализе ученые идут дальше и углуюляются в исследовании фактических элементов песни, которые делают ее в первую очередь цепляющей и легко запоминающейся.

Для этого наиболее часто встречающиеся среди участников "ушные черви" заносились в базу данных и сравнивались с песнями, о которых вообще никогда не сообщалось как о заразительных и назойливых. Были показаны песни, которые были сравнимы по популярности и вместе с тем, как много прошло времени с тех пор, как они были в музыкальных чартах Великобритании.

Затем были проанализированы мелодические особенности звукового ряда. Было обнаружив, что песни, названные "ушными червями" обычно имели "типичный мелодическое построение", т. е. это были песни, которые имели общие мелодические формы для западной поп-музыки.

"Теперь мы также знаем, что, независимо от успеха песни в чартах, есть определенные особенности мелодии, которые делают ее более "подходяще", чтобы застревать в головах людей, как какая-то частная музыкальная заставка", — говорит доктор Якубовский, который провел исследование в Голдсмитском колледже Лондона.

Классический пример общего контурного рисунка слышен в колыбельной "Twinkle, Twinkle Little Star", где первая фраза звучит высоко, а вторая пониается. Это делает мелодию легко запоминвющейся. Такой прием был использован и во многих других детских песенках, и в поп-музыке. Например, открывающий рифф в "Moves Like Jagger" Maroon 5 также следует этой схеме.

Что эти песни нам дают?

В дополнение к мелодической форме, другой составляющей формулы надоедливых песен является необычная интервальная структура. Цель этого состоит в том, чтобы превзойти ожидания слушателя средней поп-песни, используя неожиданные прыжки или большую частоту повторения ноты, чем обычно. Например, инструментальная интерлюдия (проигрыш) в "My Sharona" в исполнении the Knack и " In The Mood" Глена Миллера показывают эту различную интервальную структуру.

"Наши результаты показывают, что вы можете в какой-то степени предсказать, какие песни застрянут в головах людей на основе мелодического содержания песни", — говорит доктор Якубовский. "Это может помочь начинающим авторам песен или рекламодателям написать музыку, которая всем запомнится на несколько дней или даже месяцев".

Конечно, есть целый ряд других причин, почему песня может застрять в голове, как многозначительный текст, напоминание о запомнившемся опыте или даже структура вашего мозга.

Авторы приходят к выводу, что исследования навязчивых песен могут помочь выяснить, как работает мозг, и улучшить наше понимание того, как восприятие, эмоции, память и спонтанные мысли ведут себя у разных людей.